Российский министр финансов Антон Силуанов решил не торопиться с дальнейшей помощью Украине. Фото PhotoXPress.ru
Россия не торопится перечислять Украине вторую порцию финансовой помощи. Ранее президент РФ Владимир Путин заверил, что договоренности между Россией и Украиной пересматриваться не будут. В минувшую субботу, однако, министр финансов РФ Антон Силуанов дал понять, что Украине надо постараться, чтобы получить вторую порцию помощи. В частности, она должна рассчитаться по своим газовым долгам, накопленным в 2013 году. Речь идет о 2,7 млрд долл. Как пояснял Путин, России важно, чтобы новая политическая сила не довела украинскую экономику до краха. Москва, естественно, хочет, чтобы ее вложения не пропали. Между тем Украина приближается к дефолту. Агентство Fitch снизило ее рейтинг до «мусорного» уровня, а золотовалютные резервы страны сокращаются.
Российская финансовая помощь украинской экономике пока фактически приостановлена. По крайней мере вплоть до того момента, пока украинская сторона не погасит долг за газ, накопленный в течение 2013 года. Об этом сообщил в субботу глава российского Минфина Антон Силуанов. Россия уже перевела Украине первый транш помощи в размере 3 млрд долл. По изначальным договоренностям всю сумму – 15 млрд долл. – Россия планировала перевести Украине до мая 2014 года.
«Мы ждем выполнения обязательств украинской стороной по расчетам за газ. Сумма там немаленькая. В конце января должна была быть оплата, она пока не осуществлена. Мы бы хотели, чтобы мы вместе выполняли наши обязательства, – пояснил Силуанов. – Это старая задолженность, которая была реструктурирована и срок оплаты которой должен был быть 25 января. Там 2,7 миллиарда долларов».
Украинская сторона надеется погасить образовавшийся перед «Газпромом» долг в течение нескольких месяцев. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил в конце минувшей недели и.о. министра энергетики Украины Эдуард Ставицкий.
По его словам, на планы погашения долга не повлияют даже проблемы, возникающие в западных областях Украины, в которых местные администрации поддерживают оппозицию и способствуют наращиванию задолженности. Украинское правительство решило выделить средства для поддержки теплоэнергетических компаний страны, чтобы те смогли рассчитаться с «Нафтогазом», а «Нафтогаз», в свою очередь, с «Газпромом». Но на такую процедуру нужно время.
Похоже, Россия решила повременить с дальнейшей подпиткой украинской экономики. Несмотря даже на то, что ранее президент Владимир Путин уверил участников саммита в Брюсселе в незыблемости достигнутых с официальным Киевом договоренностей по кредитам и энергетике.
Цель России, как говорил Путин, – поддержать украинский народ вне зависимости от того, какая политическая сила одержит там верх. Однако для Москвы небезразлично, какой экономический курс изберет новая политическая сила. «Для нас важно, чтобы украинская экономика была кредитоспособной, чтобы она могла генерировать позитивный эффект от своего развития, чтобы правительство провело структурные изменения, и мы были бы гарантированы, что получим назад свои кредитные ресурсы», – пояснил Путин.
На кону 15 млрд долл., которые Россия выделит из Фонда национального благосостояния и вложит в украинские ценные бумаги. «Все-таки 15 миллиардов – это то, что планировала вся крупная международная организация МВФ дать Украине. А Россия дает одна», – уточнил президент.
Вернет ли Украина российскую помощь – пока
не ясно. Фото Reuters |
Однако, заметим, уже сегодня – еще до прихода к власти новой политической силы – кредитоспособность Украины вызывает большие сомнения. В минувшую пятницу международное агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте до «ССС». Украина получила так называемый «мусорный» рейтинг. Страна находится в преддефолтном состоянии, ее ценные бумаги крайне рискованны для вложений.
Причина снижения рейтинга – политическая нестабильность, опасность обвала гривны, а также возникшие у иностранных наблюдателей сомнения в готовности России выделить Киеву всю обещанную сумму – 15 млрд долл.
Где будет Украина брать деньги для погашения российского или какого-либо другого кредита, а также газовых задолженностей – вопрос. Несмотря на то что Евросоюз вовсе не исключает своего финансового участия в судьбе Украины, вряд ли он так просто выделит миллиарды евро на то, чтобы Киев смог рассчитаться с Москвой.
По данным Национального банка Украины, золотовалютные резервы страны составляют сейчас 17,8 млрд долл. Для сравнения: это почти в 30 раз меньше, чем аккумулировано в международных резервах у России.
Начиная с середины прошлого года международные резервы Украины стабильно сокращались. Перелом негативной тенденции случился лишь в декабре и совпал с первым российским траншем финансовой помощи. Золотовалютные запасы тогда пополнились почти на 9%, или на 1,6 млрд долл. Но такой единичный скачок не повлиял на ситуацию в целом: за 2013 год золотовалютные резервы Нацбанка сократились на 17%. В этом году сокращение продолжилось. В январе 2014 года золотовалютные резервы Украины снизились по отношению к декабрю 2013-го сразу на 13%.
Без подпитки извне украинская экономика, которая и так уже расходует свои запасы, не справится с долговыми обязательствами. На этом фоне под давлением оказалась гривна. При фиксированном курсе национальной валюты сокращение золотовалютных резервов чревато обвалом финансовой системы страны.
Похоже, именно поэтому украинский регулятор решил отпустить гривну в свободное плавание и позволить ей подешеветь сразу на 12%. В конце прошлой недели официальный курс украинской валюты приблизился к 9 гривнам за доллар, хотя ранее длительное время он находился на уровне 8 гривен за доллар. «Пока мы бы хотели работать на открытом рынке. При необходимости мы будем вмешиваться, когда будут пиковые колебания», – пояснила начальник департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Елена Щербакова.
Стоит отметить, что все эти перипетии Украины можно было предугадать еще до того, как Москва решила выделить 15 млрд долл. из Фонда национального благосостояния. Уже тогда было ясно, что не стоит всерьез рассчитывать на возврат этих средств. Поэтому можно утверждать, что российское руководство немного лукавило, когда – уже обо всем договорившись с официальным Киевом – вдруг начало рассуждать о кредитоспособности Украины.
Путин опасался, что новая политическая сила изберет опасный для украинской экономики курс. Между тем украинская экономика еще до появления этой силы уже балансирует на грани обвала. Следуя логике Путина, если Россия заботится об окупаемости своих вложений, ей вообще не стоило что-либо выделять Украине.
Однако решение о кредите было принято. Значит, вовсе не экономическая, а политическая окупаемость вложений стоит для российского руководства на первом месте. И видимо, сомнения именно в политической окупаемости и стали сейчас главной причиной приостановки финансовой помощи Украине.