Качество услуг ЖКХ – понятие субъективное, считают эксперты. Фото Интерепресс/PhotoXPress. ru)
Федеральный Минстрой пытается установить контроль за многочисленными управляющими компаниями через их обязательное лицензирование. Опубликованный во вторник законопроект о коммунальных лицензиях вчера уже поддержали единороссы. Правда, если закон будет принят, то все российские управдомы окажутся в особо льготном положении. Ведь отобрать лицензию управдома государство напрямую не сможет. Такую особую защищенность управляющих компаний авторы законопроекта объясняют тотальной коррупцией региональных структур жилищного надзора.
Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ планируют принять до конца мая 2014 года. Уже с 1 сентября 2014 года предполагается начать выдачу лицензий и проведение экзаменов для будущих директоров управляющих компаний, а к 1 мая 2015 года полностью запретить управление многоквартирным домом без лицензии.
«Законопроект предусматривает обязательное наличие у управляющей компании лицензии, а у руководителя – квалификационной аттестации. Это не значит, что каждый слесарь или уборщица должны работать по лицензии. Речь идет о лицензировании именно той управляющей компании, которая сейчас занимается нашим жилым сектором», – поясняет руководитель проекта «Управдом» партии «Единая Россия», депутат Госдумы Павел Качкаев.
Лицензию не сможет получить компания, руководитель которой имеет судимость за экономические преступления. Так авторы законопроекта надеются снизить риск появления недобросовестных компаний.
«Человеческий фактор в сфере управления ЖКХ является значимым. Поэтому одним из направлений повышения уровня обслуживания и квалификации управляющих компаний является повышение профессионализма их руководителей», – отметил председатель думского комитета по строительству Мартин Шаккум. Документ должен быть внесен в Госдуму в первом чтении, а потом регионы получат месяц для того, чтобы высказать мнение по данному законопроекту, добавил депутат. Лицензионные требования, установленные правительством, станут едиными для всех регионов. «Выдача лицензии предусмотрена Государственным жилищным надзором. Она будет действовать на той территории, где выдана. Тем самым мы и здесь упорядочим систему. Сегодня, например, дома Новосибирска могут обслуживаться компанией, которая зарегистрирована в Москве, и сложно найти концы», – рассуждает Качкаев.
Органы, выдавшие лицензии, не смогут их так же просто отозвать назад. Законопроект предполагает усложненную процедуру. Сначала – административное наказание за нарушения, допущенные управляющей компанией два раза в течение года, и исключение из лицензии дома, в отношении которого «проштрафилась» компания.
Затем, если 15% домов, включенных в лицензию, исключены по этой причине, орган государственного жилищного надзора обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
То есть разрешения будут отзываться только по решению суда – в отличие, например, от банков или страховых компаний, лицензии которых может отобрать любой государственный контролер. Особое положение управдомов эксперты пытаются объяснить неясными критериями для лицензирования и угрозой взяточничества государственных контролеров. «Критерии качества услуг управляющих компаний размытые и во многом субъективные. Очевидно, поэтому и решено оставить отзыв лицензий на усмотрение суда», – рассуждает руководитель Аналитического центра ГдеЭтотДом.Ру Александр Пыпин. В Минстрое РФ пояснили, что отзыв лицензий через суд является антикоррупционной мерой: поручив разбирательство третьему лицу, чиновники надеются избежать коррупции в сфере лицензирования.