Глава Союза страховщиков Игорь Юргенс внимательно следит за перспективами отечественного бизнеса. Фото Reuters
Решение о создании общего страхового рынка, принятое государствами – членами Евразийского экономического сообщества (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном) более четырех лет назад, все еще остается фактически декларацией о намерениях. Проблема в том, что объединить пытаются не сильных игроков, а откровенно слабых. Даже у российского рынка страхования объем более чем скромный – около 1% от мирового рынка. Вдобавок ко всему практические действия государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), зачастую ухудшают условия ведения бизнеса, что не способствует ускорению экономической интеграции.
Вчера правительство рассмотрело проект постановления, предлагающего внести на рассмотрение президента протокол о создании общего страхового рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества. Документ был подписан в Минске еще 27 ноября 2009 года представителями России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Протокол устанавливает международно-правовые основы создания общего страхового рынка на пространстве ЕврАзЭС, необходимые организационно-правовые условия для развития интеграционных процессов в страховой сфере и принятия мер по защите прав и интересов участников страхового рынка. Как ожидается, после ратификации протокола Госдумой начнется этап практической работы по гармонизации национальных законодательств, регулирующих страховую деятельность. Это позволит сформировать общую систему страховой защиты прав и интересов инвесторов на всей территории ЕврАзЭС.
Эксперты подтверждают необходимость обеспечить взаимодействие страховщиков при осуществлении страховой и перестраховочной защиты крупных энергетических (неядерных), гидроирригационных и экологических рисков. Второе направление сотрудничества – страхование инвестиций. Третьим возможным объединяющим фактором называют страхование трудовых мигрантов. Однако анализ страхового законодательства не убеждает в готовности правительства подкрепить политические декларации реальным движением в направлении к интеграции. Представители иностранных страховых компаний жалуются, что в Таджикистане и Киргизии им постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые находятся вне правового поля. Не всегда удачно, правда по другим причинам, складывается бизнес для иностранных страховщиков и в Казахстане. Например, две российские компании в свое время были вынуждены уйти с этого рынка.
На Россию в ЕврАзЭС смотрят не без опасения. По объемам страхового рынка она намного опережает партнеров. В частности, одна российская компания собирает раз в шесть больше, чем весь страховой рынок Белоруссии. Однако Россия – великан лишь среди карликов. На самом деле она занимает более чем скромное место на мировом рынке страховых услуг – всего около 1% мирового объема от собранных страховых премий. Показатель проникновения страхования в национальную экономику в РФ составляет 2,3% против среднемирового показателя – 6,9%. С учетом этого перспективы создания объединенного страхового рынка на пространстве ЕврАзЭС представляются сомнительными. По большому счету в Москве, Минске и Астане по этому поводу особо не расстроятся. Для России, Белоруссии и Казахстана явно приоритет имеет другой интеграционный проект – создание на базе Таможенного союза Единого экономического пространства (ЕЭП). Гармонизируются национальные законодательства, в том числе и законодательства в страховой сфере. Результатом должно стать взаимное признание с 1 января 2020 года лицензий на осуществление страховой деятельности, что до предела упростит работу страховщиков в ЕЭП.
«Особенности национальных законодательств не оставляют возможностей для интеграции страховых рынков. Барьеры установлены давно. Они предназначались для борьбы с псевдоперестрахованием, но эти ограничения затронули и тех игроков, которые занимаются настоящим перестрахованием», – говорит первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин. Он считает, что выравнивание страхового законодательства, синхронизация регулирования, создание перестраховочного пространства позволят со временем создать новый мощный центр перестрахования в рамках стран ЕврАзЭС.
Замгендиректора «Ингосстраха» Татьяна Кайгородова говорит, что их компания имеет опыт работы на рынках Казахстана и Таджикистана. А в Белоруссии и Киргизии располагает дочерними компаниями. Идею образования общего страхового рынка в границах ЕврАзЭС, по ее мнению, нельзя не приветствовать. «Экономики наших стран традиционно тесно связаны между собой, и стремление к формированию единого страхового пространства – объективная необходимость. К сожалению, в последние годы мы были свидетелями того, как в страховом регулировании некоторых стран-участниц проявились тенденции, которые потенциально сдерживали стремление к такому сближению. Нам пришлось столкнуться с фактами, когда очевидные экономические ситуации решались вне правового поля. Имеют место проявления протекционизма со стороны властей по отношению к национальным страховщикам либо компаниям с государственным участием, ограничительные меры рейтингового характера, под которые попадают российские страховые компании», – подчеркнула Кайгородова. По ее мнению, формирование единого страхового пространства, создание равных условий для страховщиков стран ЕврАзЭС должны снять эти проблемы.