Трудовое законодательство намертво привязывает рабочих к предприятию, считают чиновники Фото Trend/PhotoXPress.ru
Государственные планы поддержки моногородов не дали ожидаемых результатов и фактически провалились, признали вчера в Минэкономразвития. Главная причина неудачи – попытка применить ко всем городам единый рецепт индустриальной диверсификации. Между тем исследование, проведенное компанией «Базовый элемент», показало: более половины моногородов не имеет возможностей для переориентации и нуждается в персональных рецептах выживания.
В официальном списке Минрегиона значится более 300 моногородов, в которых проживают около 16 млн человек. Но только 45% кризисных моногородов обладают достаточным инвестиционным потенциалом, чтобы найти новые пути развития в случае закрытия или приостановки градообразующего предприятия. К такому выводу пришли эксперты компании «Базовый элемент», которые на основе проведенного в 18 моногородах исследования разбили все кризисные моногорода на три группы – в зависимости от перспективности градообразующего предприятия и потенциала города.
Еще 35% моногородов существуют за счет стабильно развивающегося градообразующего предприятия, но собственными ресурсами для альтернативного развития не обладают. Наконец, оставшиеся 20% городов существуют в условиях остановки градообразующего предприятия, и при этом собственного потенциала для развития у них фактически нет. Для каждой из трех групп компания предлагает комплекс вспомогательных мер по их оздоровлению.
В случае индустриальной диверсификации выходом может стать создание муниципальных индустриальных парков. Причем зачастую инвесторов со стороны привлекать и не нужно – ими становятся представители городского среднего бизнеса, которые при поддержке местной администрации способны выбрать новое направление для развития и стать драйвером экономического роста.
В «стабильных моногородах», к которым относится примерно треть городов, необходимо применять политику «малых дел» – точечно решать ключевые инфраструктурные и социальные проблемы. Решение самых насущных проблем моногородов этого типа потребует в 2014–2016 годах около 1,5–2 млрд руб., считают авторы исследования. Что касается самых критичных городов (которых примерно 20%), то их выгоднее не ликвидировать, а оптимизировать, говорится в исследовании. Такие моногорода предложено сжимать до поддерживаемых размеров, оптимизировать инфраструктуру, организовывать проезд тем жителям, которые готовы работать в соседних городах, и обеспечить рабочими местами тех, кто вынужден покинуть город. Такая хорошо спланированная политика сжатия может оказаться в пять-шесть раз дешевле, чем полная ликвидация моногородов. Причем проблемы большинства монопрофильных поселений России можно решить за четыре-пять лет, уверены авторы.
Напомним, что, согласно госпрограмме поддержки моногородов на 2009–2012 годы, каждый город должен был представить в регион так называемый КИП – комплексный инвестиционный план поддержки, который после защиты на федеральном уровне получал финансирование. На эти цели было выделено 27 млрд руб. из федерального бюджета. Однако из этих денег освоено всего 23 млрд – госпомощь была ориентирована исключительно на города, обладающие инвестиционным потенциалом. Все КИПы должны были включать план индустриальной диверсификации, но многим муниципалитетам было просто нечего противопоставить главному предприятию города.
«Положительные примеры реализации этой поддержки есть, но отрицательных все-таки больше. Ошибка в том, что все моногорода пытались загнать в шаблон», – объясняет директор департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития Андрей Соколов.
Новая программа может появиться в ближайшее время, обещают в министерстве. До конца первого квартала Минэкономразвития подготовит список моногородов, основанный не на данных региональных властей, как ранее, а на официальной статистике. Параллельно с этим ведется анкетирование всех владельцев градообразующих предприятий – они должны предоставить информацию об условиях, при которых предприятие может перейти в кризисный режим, и о своих планах.
Уже со второго квартала должно открыться финансирование. «Субсидии будут выделяться на основе документов по конкретным проектам – только описание проекта и критерии его эффективности», – рассказал Соколов.
Интересно, что чиновники отчасти винят в проблеме моногородов слишком лояльное к рабочим трудовое законодательство. «Трудовое законодательство РФ сейчас так устроено, что оно в большей степени гарантирует права работников, чем права работодателей», – отмечает заместитель министра экономического развития Сергей Беляков. По словам замминистра, это приводит к тому, что работник становится полностью зависимым от предприятия, на котором работает, потому что степень его защищенности фактически привязывает его к конкретному месту. «Мы сформировали несколько поколений людей, которые даже в мыслях не допускают смену места работы. Это не очень хорошо», – добавил он.