0
5265
Газета Экономика Интернет-версия

29.01.2014 00:01:00

Лимузины вытягивают российский авторынок из кризиса

Тэги: автопром, продажа


автопром, продажа Прошлый год для российских автозаводов оказался неудачным. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Отечественному автопрому придется надолго забыть о двузначных показателях ежегодного роста продаж. Особенно тяжелым для производителей и дилеров был прошлый год, когда спрос на легковые машины упал сразу на 5,5%. Эксперты сходятся во мнении, что в 2014 году ситуация к лучшему не изменится. Аналитики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) предрекают снижение реализации новых автомобилей на 1,6%, Сергей Литвиненко из PricewaterhouseCoopers (PwC) – на 3%. Причин для этого набирается немало – от неопределенной ситуации в экономике до резкого ослабления рубля. Последний фактор рано или поздно вынудит заводы повысить отпускные цены на автомобили, что также не улучшит статистику продаж.

Вчера аналитик PwC Сергей Литвиненко представил исследование на тему «Автомобильный рынок России: результаты 2013 года и перспективы развития». Перспективы на этот год оказались столь же незавидными, как и результаты года прошедшего. По данным Литвиненко, после трех лет непрерывного роста, когда отечественный авторынок радовал производителей и продавцов двузначными показателями роста, в 2013 году произошел спад. Продажи новых автомобилей упали на 5,5% (2,61 млн штук). Начавшийся год картины принципиально не изменит – показатели продолжат ухудшаться. Аналитик считает, что объем реализации машин снизятся еще на 3% – до 2,54 млн штук. Обращает на себя внимание тот факт, что в своем прогнозе Литвиненко более пессимистичен, чем глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По оценке Шрайбера, продажи легковых автомобилей в 2013 году были больше – порядка 2,78 млн штук, а в 2014 году снизятся еще на 1,6% – до 2,73 млн. Время покажет, кто из этих экспертов ближе к истине.

Литвиненко констатирует, что определенную поддержку рынку оказывает рост продаж дорогих автомобилей – внедорожников и премиальных брендов. Президент Volvo Car Russia Джон Стек не исключил определенного замедления продаж в премиум-классе. «Предпосылок к тому, чтобы этот сегмент серьезно просел, пока что нет. Если говорить о продажах Volvo, то мы прогнозируем в 2014 году прирост на уровне 10% к показателям 2013 года», – говорит Стек.

А вот заводы, выпускающие бюджетные автомобили, готовы зафиксировать убытки. В аутсайдерах «АвтоВАЗ». Его продажи снизились в 2013 году на 12,1%. А эксперты PwC указывают, что продажи машин под маркой Lada по итогам 2013 года упали на 33,2%. Такая ситуация  вынуждает руководство предприятия увольнять персонал. «Все мероприятия по оптимизации численности персонала будем осуществлять максимально корректно», – обещает вице-президент по персоналу и социальной политике тольяттинского завода Дмитрий Михаленко. Однако для 7,5 тыс. сотрудников предприятия, которые в ближайшие месяцы лишатся работы, это мало что меняет. Вчера тревожные новости пришли и с Ульяновского автозавода. Руководство УАЗа уведомило городскую службу занятости о введении с 24 февраля по 31 мая режима неполного рабочего времени более чем для 6 тыс. сотрудников – «в целях сохранения двухсменного режима работы и во избежание дальнейшего массового сокращения персонала». Причина – падение объемов продаж и производства, ухудшение финансового положения предприятия.

Программа льготного автокредитования рассматривается властями как эффективный способ антикризисной господдержки отечественного автопрома. Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что в 2013 году благодаря льготным кредитам удалось повысить спрос на легковые и легкие коммерческие автомобили на 1,5%. Всего было реализовано более 260 тыс. автомобилей. Затраты госбюджета на программу в течение ближайших трех лет составят около 8 млрд руб. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство может повторить этот успешный опыт и в 2014 году. Соответствующее решение примут, если ситуация на отечественном авторынке будет складываться неблагоприятно. Литвиненко, отвечая на вопрос «НГ», высказал предположение, что программа будет возобновлена в первом полугодии.

«Программа льготного кредитования могла бы существенно активизировать продажи на авторынке, но нельзя забывать о том, что даже при льготном кредитовании вопрос о платежеспособности заемщика на период всего срока кредитования остается актуальным. В случае роста безработицы в России и активизации мероприятий по сокращению рабочих мест на крупных предприятиях приток желающих получить льготный кредит скорее всего не увеличится или в лучшем случае останется на прежнем уровне», – говорит председатель правления Златкомбанка Алексей Шитов. Он считает, что число желающих получить льготный автокредит в первую очередь будет зависеть от экономической ситуации в стране и банковском секторе.

В свою очередь, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Вадим Финогенов не видит причин для резких изменений на рынке легковых автомобилей. «Вероятнее всего продажи новых автомобилей покажут нулевой рост (или около нуля). На динамику спроса со стороны населения будут оказывать влияние низкие темпы роста реальных доходов, а также ужесточение условий автокредитования. В то же время мало изменятся потребительские предпочтения населения при покупке или замене автомобилей. Обеспеченные граждане будут покупать дорогие иномарки, а граждане со средними доходами – выбирать между продукцией «АвтоВАЗа», Renault, Kia, Hundai. При этом Волжский автозавод, заканчивающий переход на новые модели, возможно, стабилизирует объем продаж на уровне 2013 года, хотя и будет испытывать серьезное давление со стороны иномарок по соотношению цена/качество. В то же время девальвация рубля, безусловно, приведет к росту цен на иномарки и, следовательно, улучшит конкурентные позиции отечественных автопроизводителей», – подчеркнул Финогенов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
479
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
525
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
815
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
342

Другие новости