Вице-премьер Аркадий Дворкович уже не ждет наплыва инвесторов. Фото с официального фотострима WEF во Flickr
Российские власти смирились с нынешним состоянием экономики и философски рассуждают о засыпающих странах БРИКС. Скорого улучшения чиновники не ожидают. Вице-премьер Аркадий Дворкович прогнозирует новый приток инвестиций в страны БРИКС лишь через два-три года. А пока инвесторам советуют не обращать внимания на российские макроэкономические показатели, а сосредоточиться на развивающихся регионах – например, внимательно присмотреться к Северной Осетии.
«БРИКС не умер, а прилег поспать», – заявил Дворкович телеканалу «Россия 24» в рамках экономического форума в Давосе. Если раньше высокие риски вложений в развивающиеся рынки, в том числе и в страны БРИКС, сопровождались высокой отдачей, то теперь деньги там стали дороже, зарплаты растут, а отдача уменьшилась. В то же время в США, которые лидируют по притоку инвестиций, стоимость денег снизилась и цены на энергоносители упали, что благоприятно сказалось на многих промышленных проектах. Тем не менее, по мнению Дворковича, «мир все еще надеется на БРИКС больше, чем на Европу и США, в части увеличения темпов роста экономики».
«Деньги в США должны дорожать, иначе будут проблемы с инфляцией. Не думаю, что и энергоносители тоже будут оставаться столь дешевыми слишком длительное время. Поэтому постепенно потоки сбалансируются, и опять будет тренд в сторону развивающихся рынков», – уверен Дворкович. Он считает разговоры о «кризисе среднего возраста» БРИКС преждевременными, так как экономики этих стран еще слишком молоды.
В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе Россия по сравнению с прошлым годом поднялась на три пункта и заняла 64-е место. При этом, как отмечалось на форуме, Москва и Санкт-Петербург перестают быть двигателями российской экономики – лучшие условия для развития бизнеса предпринимателям предоставляют регионы. Так что инвесторам следует смотреть не на страну в целом, а на ее конкретные успешные области. А России стоит обратить внимание на удачные примеры институционального развития и попытаться их распространить.
Благодаря форуму в Давосе прояснилось отношение
российских властей к стагнации в экономике. Фото Reuters |
Этой теме был посвящен обзор «Российские регионы: драйверы роста», подготовленный экспертами ВЭФ под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина и профессора Йельского университета Олега Цывинского. В качестве образцов таких регионов-драйверов были выделены Ульяновская область, Республика Татарстан и Калужская область.
Так, в Ульяновске самый низкий уровень коррупции – по данным исследования Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), только 5% местных предприятий жалуются на то, что коррупция мешает ведению бизнеса. Калужская область является лидером в России по привлечению прямых иностранных инвестиций, успешно сотрудничает с компаниями Volkswagen и Volvo и развивает целый ряд промышленных предприятий. По данным ЕБРР, бизнес в регионе практически не жалуется на отсутствие доступа к финансированию – об этой проблеме говорили лишь 5% предпринимателей, тогда как в целом по России доступом недовольны 20%. Кроме того, уровень образования рабочих в Калуге один из самых высоких.
В Татарстане активно развивают промышленность – на нее приходится 44% регионального валового продукта (РВП). А еще 25% РВП приносит малый бизнес, что также является очень высоким показателем.
В докладе эксперты ВЭФ нередко ссылаются на результаты рейтинга Всемирного банка Doing Business in Russia 2012. В нем по легкости ведения бизнеса в России лидируют Ульяновск, Мордовия, Северная Осетия, Ростов, Татарстан, Калуга. В качестве рекомендаций для России ВЭФ выделяет четыре урока: улучшение институтов будет главным драйвером роста в России и основой для институциональных реформ могут стать именно регионы, улучшение инвестклимата уже заметно ускорило рост в некоторых регионах, при этом значение имеют комплексные, а не выборочные реформы. Из этого вытекают четыре простых совета: борьба с коррупцией, обеспечение доступа к финансированию, уменьшение бюрократии, повышение квалификации рабочей силы.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что реформы в регионах невозможны, во-первых, без эффективного управленческого аппарата, а во-вторых, без каких-либо объективных преимуществ. Этим условиям соответствует не так много областей.
«В институциональном строительстве главное – дееспособная слаженная команда, но у нее ничего не получится, если у региона не будет других очевидных достоинств. Ульяновск – центр Поволжья, Татарстан – богатый регион с большой долей государственного софинансирования, Калуга – также центральный регион с благоприятными условиями институционального развития. А вообще я многому в этом докладе удивилась – например, Северную Осетию хвалить пока не за что», – считает эксперт.