Получить средства на развитие местным властям, как правило, сложно. Фото Reuters
Самые благополучные российские регионы теперь смогут брать валютные займы на внешних рынках. Такое разрешение для местных властей вчера утвердил премьер Дмитрий Медведев. Правда, критериям надежности отвечают пока только Москва и Санкт-Петербург. В то же время очень многие субъекты нуждаются в дополнительных ресурсах. В 2013 году дефицит бюджетов регионов достиг 700 млрд руб. Теоретически внешние займы могли бы помочь региональному развитию. Но при условии, что деньги будут вложены именно в развитие и что государство гарантирует прозрачность, защиту прав собственности, отсутствие коррупционного произвола. Однако в российских реалиях это почти невыполнимые условия. При сложившейся вертикали власти Центру выгоднее держать регионы на голодном бюджетном пайке.
Надежные регионы России смогут занимать не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Об этом вчера объявил премьер Дмитрий Медведев.
В правительстве напомнили, что ранее российские регионы уже обладали подобным правом. Однако к началу 2000 года объем внешних долговых обязательств субъектов РФ достиг 2,4 млрд долл., или 1,4% ВВП. Это была критическая величина. Поэтому в 2000 году власти ввели мораторий на внешние заимствования регионов. К началу 2013 года накопленная задолженность регионов по внешним долгам сократилась до 0,56 млрд долл., или 0,03% ВВП.
В правительстве решили, что регионам снова можно открыть доступ на внешние рынки. Однако не всем, а самым надежным. В правительственном постановлении прописано такое требование к надежности: кредитный рейтинг субъекта должен соответствовать кредитному рейтингу всей страны. Причем субъект должен получить этот рейтинг не менее чем от двух международных агентств.
По оценкам агентства Standard & Poor’s (S&P), кредитный рейтинг России находится на уровне «BBB» по обязательствам в иностранной валюте и «BBB+» по обязательствам в национальной валюте, прогноз – стабильный. Агентство Fitch оценивает кредитный рейтинг РФ в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВВ» со стабильным прогнозом.
«В настоящее время требованию о наличии кредитных рейтингов указанного уровня соответствуют только два субъекта Федерации – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург», – говорится в правительственных документах.
Однако не только две столицы нуждаются в дополнительных ресурсах. Ранее на Гайдаровском форуме глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что дефицит бюджетов регионов в течение 2013 года более чем удвоился и составил уже 700 млрд руб. «Это, конечно, нас настораживает», – сказал министр.
Как затем пояснил Силуанов, этот дефицит был покрыт за счет остатков, накопленных регионами в предыдущие годы. «В 2014 году такой возможности использования этого ресурса уже не будет», – обратил внимание министр. В отличие от федерального бюджета у региональных бюджетов нет собственной подушки безопасности в виде резервных фондов.
Вопрос устойчивости региональных экономик становится все острее. Силуанов пришел к выводу, что «нам сейчас необходимо пересматривать приоритеты и больше прав давать регионам в управлении расходами».
Действительно, стоит отметить, что проблема региональных дефицитов во многом искусственно созданная. Регионы собирают на местах налоги, которые потом направляют в федеральную казну. И Центр занимается перераспределением налоговых поступлений.
Теоретически Центр в любой момент может так перераспределить средства между субъектами, что их дефициты станут значительно меньше либо вообще будут сведены к нулю. Однако чем больше свободы для финансового маневра получит регион, тем меньше будет у Центра рычагов для продвижения на местах своих инициатив. Поэтому Центру в каком-то смысле выгоднее ситуация, когда регионы затягивают пояса.
Также отметим, что на самом деле бюджетный дефицит есть и у Москвы, и у Санкт-Петербурга. Однако это не помешало городам федерального значения попасть в список самых надежных регионов страны.
Между тем рост дефицитов региональных бюджетов – не единственная проблема для субъектов Федерации. Гораздо более серьезная проблема для регионов – это отсутствие механизмов для финансирования собственного экономического развития. В России доминирует бюджетная вертикаль, которая в основном и предоставляет регионам ресурсы для экономического роста. Возможности привлечения длинных денег для финансирования регионального развития почти отсутствуют. При этом субъекты испытывают трудности с цивилизованным кредитованием – в том числе по причинам произвольного правоприменения и незащищенности собственности.
«К числу регионов, которые смогут занимать на внешнем рынке, сейчас можно отнести прежде всего Москву и Ханты-Мансийский автономный округ. Также близки к этой возможности Санкт-Петербург и Тюменская область. Однако ситуация все время меняется при изменении объема межбюджетных перечислений и уровня рейтингов», – сообщил в беседе с «НГ» директор направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Борис Копейкин.
По его словам, внешний рынок дает доступ к длинным деньгам в иностранной валюте. На внутреннем рынке длинные деньги найти труднее. «Поэтому возможность занимать на внешнем рынке – это в принципе хорошая новость. Хотя, конечно, в международной практике есть примеры, которые свидетельствуют как об эффективности таких заимствований, так и об определенных рисках, связанных с изменением курса валют, – отмечает эксперт. – Между тем, насколько можно судить, сейчас у регионов нет планов занимать на внешнем рынке».
Борис Копейкин напомнил, что Центр поставил перед регионами серьезную задачу по повышению зарплат бюджетников, при этом денег под эти цели Центр выделяет гораздо меньше, чем требуется. И ситуация в разных регионах складывается неодинаковая. Например, у Москвы и Санкт-Петербурга есть финансовая гибкость для маневра, остается возможность вкладываться в развитие.
«Но одновременно с этим в стране есть десятки регионов, которые можно назвать слабыми. Если говорить о количестве таких регионов, то это как минимум половина. Они вынуждены снижать расходы на развитие или полностью от них отказываться, чтобы профинансировать прописанное Центром увеличение зарплат бюджетникам», – говорит Копейкин.
Без поддержки Центра этим слабым регионам не справиться. «Они нуждаются в увеличении доходной части бюджетов. При этом стоит понимать, что решение их проблем не лежит в долговой плоскости. Потому что их проблемы связаны не с объемом или графиком погашения долга, а со структурной разбалансировкой по доходам и расходам, – поясняет эксперт. – И в такой ситуации внешние займы не станут для них панацеей, даже если им разрешить выйти на внешние рынки. Потому что полученные средства фактически будут направлены на проедание, а не на развитие».
Регионам необходим источник финансирования программ развития, продолжает гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. Таким источником могут быть либо привлеченные инвестиции, либо займы. С инвестициями сейчас дела обстоят не лучшим образом.
«Внешние кредиты имеют смысл и могут сильно помочь, если деньги будут браться регионами под определенные программы развития, которые позволят в дальнейшем с кредитами рассчитаться. Но если регионы будут брать взаймы, грубо говоря, для покрытия бюджетных дыр, то это будет тупик», – предупреждает Агван Микаелян. Ведь тогда долговое бремя приведет к банкротству регионов и станет серьезным риском для экономики страны.