С каждым годом нефть России достается все труднее. Фото Reuters
Британская компания BP в среду вечером представила доклад World Energy Outlook с прогнозом развития мировых энергетических рынков до 2035 года. Согласно докладу Россия останется мировым лидером по объемам экспорта энергоносителей. То же самое предполагает и Энергетическая стратегия РФ, принятая на период до 2030 года. Однако целевые показатели двух документов имеют существенные расхождения. Например, объемы добычи природного газа, по оценке аналитиков BP, могут оказаться примерно на 13% ниже, чем рассчитывает российское правительство. Не ожидается прорыва и в снижении энергоемкости валового продукта – в России этот показатель останется в два раза выше, чем в государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Причины – суровый климат и поздний переход нашей страны к постиндустриальному типу экономики.
В ежегодном докладе BP главный экономист британской компании Кристоф Рюль приходит к выводу, что показатели роста нефтедобычи в России в ближайшие десятилетия будут напрямую зависеть от темпов освоения участков с трудноизвлекаемыми запасами жидких углеводородов. Рюль обращает внимание на тот факт, что власти уже начали реформирование системы налогообложения добывающих компаний с целью стимулирования извлечения такого сырья. В итоге к 2035 году добыча нефти и газоконденсата на российских месторождениях достигнет 548 млн тонн в год. Это не намного, но больше, чем определено Энергостратегией – 530–535 млн тонн, и прошлогодним прогнозом Минэкономразвития – 512–517 млн тонн. Для сравнения: в 2012 году Россия добыла 518 млн тонн нефти, в 2013 году – 523 млн тонн.
Если верить прогнозу BP, и через три десятилетия Россия останется самым крупным в мире экспортером природного газа. Причем в 2035 году объемы добычи «голубого топлива» возрастут до 807 млрд кубометров, с 672 млрд кубометров в 2013 году. Однако Энергостратегия РФ определяет, что уже к 2030 году добыча газа должна быть доведена до 940 млрд кубометров. Впрочем, в прошлом году Минэкономразвития снизило официальный прогноз – до 870 млрд кубометров газа. На сланцевый газ, по мнению британцев, придется всего 5% объемов добычи в России, что не помешает нашей стране по абсолютным показателям занять второе место в мире после США.
Газ останется для нашей страны основным энергоносителем. Его потребление среди других видов топлива снизится на 4% – до 50%. Напомним, российские власти надеются на пять лет раньше довести этот показатель до 46–47%. Столь же пессимистично оценили аналитики BP и перспективы повышения в 2,3 раза энергоэффективности экономики РФ. Они считают, что в 2035-му энергоемкость российского ВВП будет в два раза выше, чем энергоемкость ВВП государств, входящих в ОЭСР. Причины не только в суровом климате, но и в позднем переходе нашей страны к постиндустриальному типу развития экономики.
Советник дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Ирина Поминова считает, что одним из ключевых событий доклада BP World Energy Outlook стали позитивные ожидания компании относительно будущего сланцевой нефти. К 2035 году ее вклад в мировую добычу составит 7%. И Россия имеет хорошие шансы преуспеть на этом рынке. «По данным Агентства энергетической информации США, наша страна обладает крупнейшими запасами технически извлекаемой сланцевой нефти в мире. Буквально на днях «Газпром нефть» и Shell создали совместное предприятие для освоения сланцевых месторождений в Западной Сибири, а чуть ранее, в декабре, аналогичным образом поступили «Роснефть» и ExxonMobil», – говорит эксперт. Тем не менее Поминова призвала относиться к прогнозам BP с большой осторожностью, поскольку они часто отражают интересы организаций-составителей.
У западных аналитиков сегодня особое отношение и к сланцевой нефти, и к сланцевому газу, уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Поэтому они их активно пропагандируют. «Мы же исходим из того, что в ближайшие десятилетия будет ренессанс природного газа. Для сланцевого газа я не вижу особых перспектив. Он может иметь значение для локальных рынков», – подчеркнул он. У альтернативной и возобновляемой энергетики, по мнению Правосудова, также большого будущего пока нет.
В свою очередь, партнер RusEnergy Михаил Крутихин склонен доверять прогнозам BP для российской энергетики. По его опыту оценки аналитиков британской компании, как правило, более точны, чем расчеты Минэнерго и Минприроды РФ. В частности, Крутихин предположил, что заявленные в Энергостратегии показатели добычи природного газа в России могут так и остаться на бумаге. «Рост добычи углеводородного сырья сегодня серьезно ограничен возможностями рынка сбыта. Экспорт российского газа в Европу стагнирует, договоренностей с Китаем пока нет», – подчеркнул собеседник «НГ». Перспективы нефтедобычи в нашей стране тоже не самые радужные. Крутихин не исключает, что эксперты BP несколько переоценили потенциал отрасли. Трудные времена могут начаться уже в 2016 году, когда российские нефтяные компании могут резко снизить объемы добычи.