Россияне не спешат тратить деньги в автосалонах. Фото Reuters
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) дает в целом негативный прогноз для российского автомобильного рынка на 2014 год. Падение продаж новых легковых машин продолжится и может составить в этом году почти 2%. Однако если правительство оперативно примет решение возобновить программу льготного автокредитования, то статистика скорректируется в лучшую сторону. Если чиновники отложат вопрос в долгий ящик, например, до конца лета, как это было в прошлом году, то в первом полугодии продажи могут резко сократиться, поскольку клиенты автосалонов будут ожидать более выгодных условий для приобретения в кредит новых автомобилей.
Сложные времена для российского авторынка, похоже, кончатся не скоро. Во всяком случае, 2014 год едва ли принесет для большинства автопроизводителей и дилеров хороших новостей, считает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Подводя вчера итоги прошлого года и давая прогноз на 2014 год, он констатировал, что процесс автомобилизации населения РФ заметно замедлился. Суммарные продажи легковых автомобилей по итогам 2013 года остановились на отметке 2,78 млн штук, что на 5,5% меньше, чем в 2012 году. В ближайшей перспективе ситуация к лучшему, по мнению Шрайбера, не изменится. Он считает, что в текущем году объемы продаж новых машин в России ограничатся примерно 2,73 млн штук, а это почти на 1,6% хуже прошлогоднего показателя. «2013 год был довольно трудным. Нет сомнений, что окончание срока действия госпрограммы по субсидированию розничного автокредитования сыграло роль в том, что в декабре больше покупателей посетили салоны дилеров», – считает Шрайбер.
Есть надежда, что власти не оставят отрасль без поддержки и в этом году, во всяком случае, в правительстве эта тема, что называется, на слуху. Во вторник в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым вопрос был вновь поднят главой Объединения автопроизводителей России, гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным. По его словам, именно режим льготного автокредитования, который был введен весной прошлого года, оказался очень своевременной мерой на снижающемся рынке. «Мы не ждем суперхорошего в 2014 году, потому что есть общекризисные явления, и, конечно, будем надеяться на продолжении программы автокредитования по легковым автомобилям», – заявил Когогин.
Медведев подтвердил: в прошлом году программа льготного автокредитования действительно позволила подтянуть отечественный авторынок, несмотря на то что год был в чем-то провальный. «Хотя объем продаж и легковых, и коммерческих напрямую увязан с состоянием дел в экономике. Здесь прямая зависимость, и за всеми этими показателями нам нужно следить и принимать решения на упреждение», – философски заметил премьер.
Вопрос в том, насколько оперативно правительство определит целесообразность в очередной раз прибегнуть к антикризисной поддержке отечественного автопрома в виде льготного автокредитования. В прошлом году, когда летом спад продаж новых автомобилей уже стал свершившемся фактом, Минпромторг инициировал принятие этого решения. В августе–сентябре программа господдержки заработала. Цена вопроса для бюджета составила 17 млрд руб. На этот раз актуальный вопрос обсуждается в январе. Вице-премьер Аркадий Дворкович утверждает, что программа может быть возобновлена в том случае, если продажи автомобилей в стране в первом квартале текущего года окажутся низкими. И в этой паузе заложены риски для рынка. Эксперты предупреждают, что если бюрократические дискуссии затянутся, то продажи в кредит новых автомобилей сойдут на нет. По той простой причине, что потенциальные покупатели будут ждать более выгодных условий приобретения машины.
Очевидно, что российский автомобильный рынок восстановить рост в сложившейся ситуации самостоятельно не способен. Аналитики уверены, что объем продаж новых легковых машин в 2,5–3 млн единиц в год сегодня предел. Движение вперед возможно лишь при существенном росте благосостояния населения страны, чего в условиях стагнации в 2014 году определенно не произойдет. Впрочем, вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков считает, что авторынок может получить неожиданную поддержку совсем с другой стороны. В прошлом году, например, чистка банковского сектора, активизированная главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, косвенно сыграла на руку продавцам и производителям машин. «Отзыв лицензий у нескольких банков одновременно заставил задуматься потенциальных покупателей о том, чтобы вложить свои сбережения в покупку автомобилей, благодаря чему доходы автодилеров и автопроизводителей в декабре 2013 года ненамного, но выросли», – утверждает Моженков. Если регулятор продолжит и в текущем году действовать в том же ключе, то россияне гораздо с большей охотой примутся конвертировать свои сбережения в новые машины.
Любопытно, что не все банкиры склонны считать программу льготного кредитования универсальным средством поддержки автопрома. «Доходы населения сокращаются, а в кризисные времена люди, как правило, не думают о смене машины. Так что от 7 до 13% падения рынка автопрому обеспечено вне зависимости от того, выделит казна деньги на льготные кредиты или нет», – говорит директор московского филиала Энерготрансбанка Павел Сакадынский. Он счел необходимым напомнить о высоком уровне закредитованности населения – сегодня до 30% доходов россиян уходит на погашение ранее взятых кредитов. И новые кредиты, хотя бы и льготные, ситуацию скорее усугубят, считает Сакадынский.