Захват российского рыболовного судна сенегальскими военными вновь привлек внимание к проблеме безопасности гражданских судов в Мировом океане. Конечно, можно по-разному интерпретировать это событие, поскольку на данный счет существуют различные точки зрения. Как известно, сенегальские власти обвиняют траулер «Олег Найденов» в незаконной ловле рыбы в сенегальских территориальных водах и грозят его владельцам из Мурманска солидным штрафом. Росрыболовство связывает захват траулера с происками Greenpeace, поскольку активисты этой экологической организации уже высказывали свои подозрения по поводу браконьерства российского траулера у берегов Африки, да и еще свеж в памяти недавний конфликт с гринписовским Arctic Sunrise. К тому же местный министр рыбного хозяйства, являющийся, судя по всему, инициатором силовой акции в отношении российского траулера, представляет партию сенегальских зеленых, тесно связанных с Greenpeace.
Однако запрашиваемый сенегальским министром рыбного хозяйства штраф, достигающий, по последним данным, 3 млн долл., скорее напоминает, по сути, выкуп. Ведь нет доказательств вины российских моряков, и каких-либо расследований сенегальцы на этот счет не проводят. Правда, Greenpeace, одобряя в принципе подобную акцию против российских рыбаков, одновременно подчеркивает, как сообщает британское агентство Би-би-си, что «недавний силовой захват траулера – это беззаконие по отношению к экипажу судна», поскольку «даже нарушение закона, если оно было, мол, не должно за собой приводить к столь несоразмерно большому ответу».
И, собственно говоря, неважно, кто за этим стоит – сенегальские власти или Greenpeace. Как известно, получение выкупа – типичная форма обращения современных пиратов с захваченными судами и их экипажами. А морской разбой получил в XXI веке небывалое распространение. По данным ежегодных докладов Международного морского бюро, с начала текущего века нападениям пиратов подвергаются по нескольку сотен судов в год. На самом деле, считают эксперты, цифры еще более внушительные, поскольку не все владельцы захваченных судов сообщают об этом властям и многие из них предпочитают договориться с пиратами частным образом. Ежегодный ущерб от пиратства достигает 40 млрд долл. Да и география пиратских нападений сегодня охватывает прибрежные воды Африки, Азии и Латинской Америки.
В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Владимиром Путиным 21 июля 2001 года, отмечается необходимость «активизации сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством», и это, по мнению Путина, одно из направлений деятельности государства.
Действительно, Россия участвует в международном противостоянии морским пиратам. Напомним, что в настоящее время против пиратов действует несколько корабельных групп и отдельных кораблей. Это восемь кораблей, участвующих в натовской антитеррористической операции «Незыблемая свобода», эскадра из семи кораблей НАТО, имеющая целевую задачу по борьбе с пиратством, один корабль от стран, откликнувшихся на призыв Продовольственной программы ООН. Это – по очереди – были корабли от Франции, Дании, Голландии и Канады, российский сторожевой корабль «Неустрашимый». Конечно, вклад России в борьбу с морскими пиратами небольшой, что объясняется довольно ограниченными военными возможностями РФ. Защищать наши суда такими силами крайне трудно, особенно если учесть, что 60% российских судов плавает под флагами чужих государств. Понятно, что в подобных обстоятельствах у российского государства, кроме дипломатических демаршей, не так много средств воздействия на пиратов. Да и те не всегда используются с необходимой настойчивостью и на требуемом уровне.
На мой взгляд, это наглядно проявляется в случае с траулером «Олег Найденов». А ведь в этом регионе ведут промысел и другие российские траулеры. И кто поручится, что их в скором времени не ожидает судьба «Олега Найденова»? Тем более что Greenpeace предъявляет претензии и другим российским траулерам. Более того, нападениям подвергаются не только рыбаки, но и танкеры и сухогрузы.
Что же делать в складывающихся условиях владельцам российских торговых, рыболовных и транспортных судов? Интересный опыт в этом плане предлагает Германия. Как сообщает еженедельный журнал Wirtschaftswoche, суда, плавающие под германским флагом, могут нанимать вооруженную охрану. В Германии подобным бизнесом официально занимаются две фирмы. Лицензии они получили от специализированного федерального ведомства по экономике и контролю за экспортом. Подобная лицензия стоит от 11 000 до 19 500 евро и должна обновляться каждые два года. По данным Объединения немецких судовладельцев, ни одно немецкое судно с вооруженной охраной на борту пока не подвергалось нападениям пиратов. Конечно, у судовладельцев есть выбор – либо платить квалифицированным охранникам, либо выплачивать высокие страховые премии или быть готовым заплатить солидный выкуп в случае захвата моряков пиратами. Немцы предпочитают не рисковать судами, грузом и командой и защищают их имеющимися возможностями.
Для России немецкий опыт представляется достаточно интересным, поскольку россияне, как и другие моряки, попадают на мушку пиратов. К сожалению, немецкая частная система самозащиты в России неизвестна, а склонность властей все проблемы решать на уровне государства не скоро позволит обеспечить защиту россиянам в Мировом океане. Наверное, не стоит препятствовать созданию и развитию в нашей стране подобных немецкой частных систем самозащиты. Государству требуется только не мешать и создать для этого соответствующие правовые рамки.