Финансовый омбудсмен Павел Медведев одобряет переменчивую политику ЦБ. Фото PhotoXPress.ru
Центробанк снизил финансовую планку для определения системно значимых банков страны. Если в декабре 2013 года на попадание в список «надежных» претендовали 25 банков, то теперь, благодаря более низкому «проходному баллу», их стало уже 59. Эксперты объясняют такую переменчивость регулятора желанием выровнять денежный перекос, сложившийся в пользу немногочисленной банковской верхушки.
Центробанк предложил новые критерии для признания банков системообразующими. Итоговый показатель для каждой организации по-прежнему будет складываться из четырех значений: величины активов, доли средств, размещенных в других банках, объема средств, привлеченных от других банков, и доли вкладов населения («НГ» от 5.12.13). Но если в первоначальном варианте этот обобщающий результат для системно значимых банков должен был составлять не меньше 0,6% от общего показателя по рынку, то новые правила снижают этот процент до 0,17, сообщает Прайм.
А вот критерий, определяющий обязательный минимум системообразующих банков, изменился. В декабре предлагалось считать их число по итоговому показателю – обобщающий результат «значимых» банков должен был составлять более 2/3 общего результата. Новый план определяет квоту банков по активам – доля «надежных» банков должна составлять уже 80% от общих активов. Эксперты посчитали, что благодаря этим изменениям новый статус смогут получить еще как минимум 30 банков.
Надзор за системообразующими кредитными организациями будет осуществляться не только в центральном аппарате, но и в территориальных учреждениях ЦБ. Планируется создать специальные структуры по месту нахождения системно значимых банков, которые будут следить за качеством управления и принятия решений в этих институтах.
Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что такое расширение списка связано со стремлением регулятора сократить разрыв между несколькими влиятельными лидерами банковского сектора и огромным числом маленьких организаций.
«Для того чтобы система нормально функционировала, нескольких банков явно недостаточно, и регулятор это понимает, – считает зампредправления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. – Первоначальный план ЦБ у многих вызывал вопросы. А скорректированный подход выглядит более разумным». Правда, по мнению эксперта, ничего кроме формального статуса попадание в этот рейтинг не дает. «Пока никакого конкретного сотрудничества с ЦБ попадание в этот список не означает» – уверен Андрюшкин.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев считает, что расширение списка может принести положительный результат. «Наша банковская система искорежена – голова огромная, а хвост длинный и тоненький. И проблемы зачастую начинаются именно с хвоста, на который почти не обращают внимания. Увеличение числа системно значимых банков сделает надзор более рациональным. Если ЦБ будет активно общаться и взаимодействовать не с 20, а с 16 банками, то и у остальных появятся как минимум модели и способы решения собственных проблем», – полагает Медведев.