0
4704
Газета Экономика Интернет-версия

26.12.2013 00:01:00

Лишнего билетика нет

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин – генеральный директор Центра политического анализа.

Тэги: экономика, цены, авиация, аэрофлот


экономика, цены, авиация, аэрофлот Фото Reuters

В России с недавних пор возникла мода – побурчать по поводу цен. Мол, за все мы переплачиваем и повсюду в мире все гораздо дешевле. Айфоны, оказывается, в Америке дешевле, а одежду выгоднее закупать в Интернете. Отдельная строка этой горькой песни – транспорт, прежде всего авиационный. В голову соотечественникам вбита упорная мысль: услуги российских авиакомпаний дороже, чем могли бы быть. Дурят, стало быть, нашего брата.
Когда рядовой Вася Пупкин летит на Канары проматывать честно заработанные тысячи евро, при этом поливая грязью своего авиаперевозчика за «задранные» цены, – это нормально. Кто ждет от рядового отдыхающего хоть каплю сознания и понимания того, что цена на билет и его не самые последние в мире заработки – это все об одном и том же. Но вот когда в голос с Васей Пупкиным говорят чиновники, которым, казалось бы, должна быть доступна объективная картина ценообразования... Вот этого понять нельзя. Когда облеченные властью товарищи то и дело призывают авиакомпании сделать авиационные перевозки «доступными» и открыть массу региональных рейсов в духе из Южного Бутово в Северное, возникают вопросы об их интеллекте, да и не только.
Положив руку на сердце, признаем, что все разговоры о дороговизне авиабилетов носят эмоциональный характер. Как говорится, это смотря с чем сравнивать. Недавно одна известная фирма выставила на Красной площади небольшой такой чемодан. Все знают, сколько стоят изделия этого бренда, тем не менее я регулярно наблюдаю их счастливых обладателей. Вопросов о цене этих аксессуаров, по сути побрякушек, ни у кого не возникает. Ни чиновники, ни Васи Пупкины не бегают с плакатами, на которых гордо запечатлены требования сделать искомые чемоданы дешевле. Почему? Потому что все понимают, что это премиум-сегмент, не хочешь – не плати.
К авиации отношение почему-то совсем другое. Авиакомпании всем кругом должны. Особенно в том, что касается снижения цен. При этом никто не готов поступиться и толикой своего комфорта и толикой намека на недостаточную безопасность. То есть летать все предпочитают премиум-классом, а платить хотят как за лоукостер. Желание халявы понятно, но вообще-то понимание того, что авиация – это сложный бизнес-механизм, на выходе которого не побрякушки, а комфорт и безопасность пассажиров, должно было бы присутствовать хотя бы у тех, кто облечен властью и полномочиями высказываться по проблеме.
Вообще, о какой, простите, недоступности авиаперелетов может идти речь, если пассажиропоток растет в среднем на 15% в год? Неужели при том, что доступность авиабилетов якобы снижается, количество проданных билетов растет? Так не бывает. Не под дулом же пистолета людей заставляют выбирать авиатранспорт, а не железные дороги или морские перевозки. В конце концов давайте признаем – авиакомпании конкурируют не только друг с другом, но и с другими видами транспорта.
Говоря о дороговизне авиабилетов мы обычно говорим, что дорого покупать билеты в последний день на самый удобный маршрут. Но ведь никто не заставляет делать выбор в последний момент! Почему бы не позаботиться о поездке заранее и не выбрать рейсы с пересадкой? Глядишь, все дешевле выйдет.
Не будем забывать, что истерика насчет цен на авиабилеты негативно влияет на экономику. Когда чиновники говорят о том, что авиакомпании должны снижать цены, они, может быть, и руководствуются благими намерениями, но сами того не желая, наносят своими словами урон государству. Любая критика, к примеру, «Аэрофлота» немедленно сказывается на котировках его акций. Они падают, капитализация компании снижается, а ведь «Аэрофлот» – это госкомпания, и скоро ей предстоит пройти процедуру приватизации. Разве государство не заинтересовано в том, чтобы капитализация компании росла и пакет ее акций, намеченный к продаже инвесторам, был продан как можно более дороже?
Конечно, государство заинтересовано! А вот инвестор, особенно западный, совершенно не заинтересован в том, чтобы рядовые чиновники государства своими неуклюжими и даже глупыми действиями вмешивались в политику ценообразования компании. На днях гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказал в интервью «России 24», что все усилия руководства компании в ходе роуд-шоу с участием потенциальных инвесторов были нивелированы беспардонными действиями чиновников и депутатов.
«Мы встречались с инвестором общим объемом инвестиций 2,5 триллиона долларов. Они задают простой вопрос: почему вмешивается государство в политику ценообразования компании? Да, я пытался им объяснить, но когда я возвращаюсь и все это происходит дальше – это идет давление. Инвестор – он боится, и деньги он не вкладывает», – посетовал Савельев.
То есть глава «Аэрофлота» четко дал понять: рост капитализации компании несовместим с необдуманными заявлениями по поводу «высокой цены на билеты» и прочими бесцеремонными шагами со стороны чиновников. Не они должны указывать, какие цены на авиабилеты должны устанавливаться. Цены должны формироваться самой компанией с учетом рыночных факторов, а не благих пожеланий, директив и окриков. Надо понимать, что каждый случай давления на «Аэрофлот» со стороны чиновников ведет к падению акций и наносит ущерб государству на сотни миллионов долларов. До чиновничества надо наконец-то попытаться донести эту мысль.
В конечном счете бравые заявления начальников никак не могут повлиять на процесс ценообразования. Единственная цель этих заявлений – покрасоваться и порадеть «за интересы народа». То, что при этом нарушаются интересы государства, чиновникам невдомек. Им не приходит в голову, допустим, возмущаться ценами на мобильные телефоны или пирожные. Потому что это будет выглядеть глупо, а вот в отношении авиации у чиновников развязан язык.
При этом жульническим образом умалчивается тот факт, что тот же «Аэрофлот» – это все-таки перевозчик класса премиум. То есть использует новейшие самолеты, которые, между прочим, недешевы в обслуживании и стоят в 10 раз дороже, чем подержанные, а кроме того тратит больше своих конкурентов на безопасность. Требовать от «Аэрофлота», чтобы он продавал билеты по цене европейских лоукостеров, попросту абсурдно. Тем не менее у наших чиновников не возникает диссонанса, когда они сравнивают «Аэрофлот» и лоукостеры, хотя им не приходит в голову, например, требовать от пятизвездочных отелей снизить цены до уровня хостелов. Да и сами они почему-то предпочитают ездить на БМВ и «Ауди», а не на «Рено Логан» и не на «Лада Калинах».
Нет сомнения, что вместо того, чтобы заниматься давлением на авиакомпании, нашим чиновникам следует заняться своей непосредственной деятельностью – доработать и внести в Госдуму законопроекты, ускоряющие создание в России компаний-лоукостеров. Вот тогда, когда разрешат продавать невозвратные билеты, билеты без питания и провоза багажа, тогда и снизится стоимость перелета на определенных рейсах. Кстати, «Аэрофлот» специально под новый законопроект уже создал лоукостер «Добролет», который будет перевозить пассажиров на ряде региональных линий за 2–3 тыс. руб. Вот это и называется «ответственный подход». 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
904
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1124
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1029
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1018

Другие новости