Гражданам РФ сегодня приходится экономить на отдыхе. Фото Василисы Деюн
Для отечественной туриндустрии наступают нелегкие времена. Активный рост рынка остался в прошлом. Неоднозначная ситуация, складывающаяся в экономике, не может не влиять на мобильность населения. Все большее число россиян, встревоженных высокими рисками кризиса, переходят на режим строгой экономии, отказывая себе в заграничных поездках. В ответ компании пытаются сыграть на опережение, любыми способами поддержать спрос. В частности, программами раннего бронирования туров на летние месяцы. Уже сейчас в Сети размещены миллионы заманчивых предложений. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), любители пляжного отдыха отдают предпочтение бюджетным Турции, Египту и далекому Таиланду.Вчера исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе подвела итоги туристического года и поделилась прогнозами на будущее. Оценки оказались далеко не самыми оптимистичными. Если за девять месяцев 2013 года выездной поток из России вырос на 23%, а число поездок с целью туризма – на 14%, то вскоре показатели резко снизятся. «По нашим прогнозам, в 2014 году прирост выездного турпотока может составить 7%. Пусть не такой большой, как в 2013 году, но он будет. Для такого прироста есть предпосылки – беспрецедентно рано выложены программы раннего бронирования туроператоров по летним направлениям. По оценке аналитиков АТОР, уже сейчас в Сети можно найти 90 миллионов ценовых предложений», – отметила она. Прежде механизм раннего бронирования, дающего возможность приобрести путевки на 30–40% дешевле, начинал работать в феврале или даже марте.
Декабрьский старт продаж объясняется тревогами операторов за будущий туристический сезон. Тяжелая ситуация в российской экономике, не добавляющая людям уверенности в завтрашнем дне, может отрицательно отразиться на индустрии отдыха и развлечений. По словам Ломидзе, количество поисковых запросов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по летним турам выросло на четверть. Однако будут ли туры выкуплены, сказать пока сложно. «Эти запросы мы можем считать абстрактными, потому что туристы не указывают город вылета, то есть они прицениваются. Но это говорит о том, что люди стали планировать летний отдых уже в декабре», – призналась Ломидзе.
Тревожным трендом уходящего года глава АТОР считает снижение средней стоимости тура на человека. В 2011 году туристы готовы были платить за недельные путевки вне зависимости от сезона от 600 до 1,2 тыс. долл., в 2012 году планка выросла до 2 тыс. долл. «В этом году произошел довольно серьезный откат: в ценовой сегмент до 750 долларов за недельный тур ушли 30% российских туристов», – сказала Ломидзе. Это не просто откат к показателям 2011 года, но и реальное снижение с учетом инфляции и уменьшения покупательской активности.
При этом рейтинг самых популярных направлений, сложившийся за последние десятилетия, остался неизменным. В первой тройке две бюджетные «всероссийские здравницы» – Турция и Египет, а также далекий Таиланд. На четвертой позиции совсем уже не бюджетный отдых в ОАЭ. Любители совмещать приятное с полезным, то есть пляжный отдых с культурной программой, проявляют интерес к Испании, Греции, Италии, Кипру, Болгарии и Хорватии.
Впрочем, далеко не всех влечет ветер дальних и ближних странствий. По данным Superjob, длинные выходные в первой половине января более 60% россиян намерены провести дома, в гостях или на даче. Лишь 4% собрались путешествовать по стране и столько же нашлось желающих совершить заграничный вояж.
Если сравнить эти данные с результатами опроса 2012 года, то выяснится, что изменились предпочтения представителей разных групп. Год назад 2% респондентов с доходом ниже 25 тыс. руб. в месяц, по 5% респондентов с доходами от 25 до 35 тыс. руб. и от 35 до 45 тыс. руб. и 7% респондентов, зарабатывающих более 45 тыс. руб. в месяц, заявили о готовности поехать на отдых за рубеж. Сейчас таких желающих меньше – 1%, 4%, 3% и 6% соответственно.
На рынке онлайн-туризма, продемонстрировавшего в этом году 33-процентный рост, тоже сгущаются тучи. «2013 год обозначился рядом крупных банкротств не только на рынке пакетного, но и самостоятельного туризма. Сокращение или отмена комиссий со стороны авиакомпаний, демпинг на метапоисковиках и агрессивный маркетинг иностранных игроков сделают конкуренцию в 2014 году намного жестче, – говорит гендиректор Biletix Александр Сизинцев. – Гонку смогут продолжить только наиболее крупные агентства, которые способны обеспечить достаточный объем продаж для поддержания развития».