0
8799
Газета Экономика Интернет-версия

25.12.2013 00:01:00

Светодиодная революция откладывается на потом

Тэги: электроэнергия, экономия, оплата


электроэнергия, экономия, оплата Энергосберегающие лампочки для людей до сих пор в новинку. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

У сторонников энергосберегающего освещения появился новый положительный аргумент – финансовая выгода. Замена обычных ламп накаливания на светодиодные сэкономит семье до 20 тыс. руб. за три года. К такому выводу пришли эксперты Philips, посчитав, сколько тратят электроэнергии жители среднестатистической квартиры. Однако пока ни запрет правительства на мощные лампы накаливания, ни разговоры о выгоде не могут заставить людей использовать светодиоды. Одна из причин – высокая цена приборов.
Эксперты Philips подсчитали, сколько денег сэкономит семья на оплате электричества, если перейдет на светодиодное освещение в квартире. Оказалось, в среднем 10 тыс. руб. за три года. При этом размер сэкономленных денег зависит от места жительства и региона. В Чукотском автономном округе экономия составит чуть более 20 тыс. руб., а в Москве – 12 тыс. Такие данные были получены в ходе исследований, проведенных в восьми регионах России.
Стоит отметить, что речь идет именно о светодиодных лампах. Они тоже относятся к категории энергосберегающих, но принципиально отличаются от ртутных, люминесцентных.
По данным экспертов, среднестатистическая квартира в России освещается 15 лампочками накаливания мощностью 60 ватт, работающими в среднем по четыре часа в день. Суммарное потребление электроэнергии в такой квартире в трехлетней перспективе составит почти 4 млн ватт. Светодиодные аналоги ламп накаливания с традиционными цоколями потребляют всего 8 ватт в час. Их установка позволит сократить энергозатраты в 7,5 раз, говорится в исследовании. Примерно в 7 раз сократятся и расходы семьи на освещение квартиры. Экономию семейного бюджета посчитали исходя из стандартного тарифного плана ЖКХ.
Однако, несмотря на такую явную выгоду, сегодня нельзя сказать, что светодиодные лампы пользуются большой популярностью у населения. На это указывает даже тот простой факт, что не все социологические центры берутся выяснять отношение россиян к светодиодам, так как многие респонденты просто не понимают, о чем идет речь.
Очевидно, что популяризации светодиодов мешает их дороговизна – цена за штуку варьируется от 300 руб. до 2–3 тыс., при том что лампа накаливания стоит около 15 руб. В ответ на эти претензии производители светодиодных ламп указывают на их долговечность – срок службы составляет 15–25 лет – и соответственно на окупаемость. Однако, похоже, потребители отдают предпочтение наглядной дешевизне и не вдаются в долгосрочные расчеты. Возможно также, что непопулярность связана с недостатком информации и расхожим мнением, что светодиоды дают некачественное освещение и вредят здоровью.
Глава сектора Philips «Световые решения» в России и СНГ Марина Тыщенко отмечает, что подобные домыслы не так уж безосновательны, и виной тому недобросовестные производители. Результат использования некачественной светодиодной лампы может оказаться весьма неприятным – ухудшение зрения, головная боль, зрительное утомление. Люди, столкнувшись с такими последствиями, связывают недостатки освещения с самой технологией, хотя на самом деле качественные светодиодные лампы дают комфортное освещение, уверена Тыщенко. «При этом нужно понимать, что эти лампы не могут стоить дешево в связи с трудоемким процессом их производства. Технология изделия тесно связана с производством самих светодиодных кристаллов. В процессе отбора до 90% светодиодов отбраковывается из-за несоответствия определенным параметрам, что и определяет цену», – подчеркивает эксперт.
Напомним, что борьбу с лампами накаливания правительство начало в 2009 году, взяв курс на оптимизацию потребления электроэнергии. Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента, предлагал и вовсе запретить лампы накаливания в России. Но принятый в то время Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» наложил вето лишь на продажу с 1 января 2011 года ламп мощностью 100 ватт и более, а также на поставку любых ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд.
Способствовали ли эти шаги повышению энергоэффективности и, главное, снижению потребления электроэнергии именно среди граждан? Это осталось вопросом.
«Программа энергоэффективности движется, но со скрипом, – полагает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – Если изначально населению объяснялась важность энергоэффективности, говорилось об экономии, то сейчас этим почти никто не занимается. Ограничение на продажу 100-ваттных лампочек стимулирует покупку лампочек энергоэффективных. Но зачастую в тонкостях разобраться сложно, особенно пожилым людям». То, что звучит более или менее убедительно для жителя города-миллионника, в глубинке не столь очевидно. Поэтому нужно и далее проводить социальную и разъяснительную работу, уверена Бодрова.
«Российский рынок светодиодного освещения в последние годы развивается достаточно активно, хотя для по-настоящему масштабного внедрения светодиодных ламп в бытовом использовании необходимо не менее чем в два–три раза снизить их стоимость по сравнению с текущим уровнем цен», – замечает руководитель проектов группы «НЭО Центр» Иван Филютич. По его словам, такое снижение цен достижимо в среднесрочной перспективе.
Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что своеобразным стимулом для использования светодиодов может стать введение тарифных ограничений, которые вынудят людей потратиться на дорогие, но, как обещают, выгодные при долгом использовании лампочки. «Социальные нормы энергопотребления, которые планировалось ввести со следующего года по всей стране, могут способствовать развитию программы энергосбережения», – уверен эксперт.
Руководитель энергетического бюро компании Schneider Electric Максим Агеев напоминает, что домашнее освещение – лишь небольшая часть программы оптимизации. «Замена лампочек в массовом сознании россиян ошибочно стала синонимом энергоэффективности, которая на самом деле является более сложной концепцией и имеет множество других воплощений. Чтобы добиться поставленных целей по снижению энергоемкости экономики России на 40%, просто заменить лампочки недостаточно», – подчеркивает Агеев.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1708
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3670
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2722
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2223

Другие новости