Азиатские инвесторы по достоинству оценили читинские угольные месторождения. Фото с сайта news.chita..ru
Российская угольная отрасль пополнится китайскими инвестициями. Российско-китайское предприятие займется разработкой угольного месторождения в Забайкалье. Это не первый случай вхождения китайцев в добывающий сектор РФ через месторождения Сибири. Российский бизнес и государство не заинтересованы осваивать месторождения в одиночку: слишком высокие затраты без гарантий окупаемости. А совместные предприятия решают многие проблемы – в том числе гарантированного спроса на продукцию. Однако для транспортировки сырья в стране существуют серьезные инфраструктурные ограничения, на которые китайцы пока вряд ли повлияют.Государство уже несколько лет искало среди российских и иностранных компаний инвесторов для освоения Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкалье.
Теперь стало известно, что месторождение будет осваиваться совместным российско-китайским предприятием, которое на 50% принадлежит компании «Востсибуголь» (входит в En+) и на 50% – китайской угольной компании Shenhua.
Уголь будет добываться открытым способом. В ближайшие два года планируется провести геологоразведочные работы и утвердить запасы месторождения. Добычу предполагается начать с 2018 года, а выйти на проектную мощность – в 2021 году. Проектная мощность составит до 6 млн т угля в год.
В материалах компании «Востсибуголь» указывается, что добытый уголь будет использоваться как для нужд энергетики и ЖКХ Забайкальского края, так и для экспорта в Китай. При этом помимо собственно угледобычи китайские партнеры займутся также строительством около 100 км автодороги до ближайшей железнодорожной станции, инженерных сетей, вахтового поселка, жилья для персонала и специалистов, объектов социальной инфраструктуры. О подробностях совместного проекта сообщил также в минувшую пятницу официальный печатный орган КНР «Жэньминь жибао». В частности, уточнялось, что производимый уголь может быть транспортирован по Транссибирской магистрали в Маньчжурский порт.
Запуск проекта позволит создать более тысячи рабочих мест, которые на 80%, как обещают совладельцы, займут жители Забайкалья. Ежегодные налоговые отчисления прогнозируются в объеме 400 млн руб. По предварительным оценкам, инвестиции в проект могут составить более 30 млрд руб., в то же время, как следует из сообщения «Жэньминь жибао», платеж китайской стороны за лицензию составил около 247 млн руб., или 7,7 млн долл.
Обе стороны считают свое сотрудничество стратегически важным для экономики Забайкалья, развития угледобывающей отрасли страны, а также укрепления китайско-российских связей.
Это не первый случай вхождения китайцев в российский добывающий сектор через сибирские месторождения. Громкая новость этой осени – подписание «Роснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) меморандума о создании совместного предприятия для разведки и добычи нефти на территории Восточной Сибири. На долю «Роснефти» будет приходиться 51% предприятия, на долю CNPC – 49%.
Основа проекта – разработка Среднеботуобинского месторождения. Как поясняли участники проекта, сотрудничество стран предполагает не только совместную добычу, но и строительство нефтеперерабатывающих мощностей, поставку сырья на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Восточной Сибири и Дальнего Востока, наращивание российского экспорта в Китай и в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич не увидела ничего удивительного в том, что для освоения российских месторождений все чаще требуется участие иностранных инвесторов. Освоение – это затратный процесс. У российского бизнеса сейчас нет заинтересованности в подобного рода затратах: либо он не видит четких рынков сбыта, либо его финансовое состояние ему не позволяет брать кредиты для развития месторождения. Поэтому требуются иностранные вложения. «У Российской Федерации – то есть у государства и даже у российского бизнеса – нет достаточных денег для освоения востока страны. Это медицинский факт, – говорит Зубаревич. – Есть территория с большой ресурсной базой – это восточные регионы. У китайцев есть деньги. Если вы грамотные государственные менеджеры, то вы можете использовать возможность привлекать туда глобальные инвестиции. Только отстраивайте правила игры так, чтобы это было выгодно и самой России. Весь мир так развивается». Например, в Австралии, по словам эксперта, в добыче сырья участвует много иностранных компаний.
Как добавляет Зубаревич, в подобных совместных предприятиях нет ничего плохого и опасного, но при условии, что для местного населения создадут рабочие места, в региональные бюджеты поступят налоги и будут учтены экологические риски. Если все эти условия соблюдаются, то, считает эксперт, не стоит отказываться от шанса получить доход и инвестиции. По словам Зубаревич, необходимо излечиваться от комплекса державности.
Напомним, Восточная Сибирь и Дальний Восток вошли в повестку президентского Послания Федеральному собранию. Владимир Путин предложил создать там сеть специальных территорий опережающего экономического развития – зон с льготным налогообложением, где будут действовать пятилетние каникулы по налогу на прибыль, на добычу полезных ископаемых, за исключением добычи нефти и газа, на землю, имущество, а также будут установлены льготные ставки страховых взносов. Правда, как можно было понять из Послания президента, особые условия должны распространяться прежде всего на несырьевые производства, ориентированные в том числе на экспорт.
Однако, замечает Наталья Зубаревич, нужно учитывать конкурентные преимущества региона: «Конкурентное преимущество Сибири – это ресурсы». Попытки искусственно внедрить туда автосборку или хай-тек-предприятия обернутся скорее всего неудачей. «Более того, хай-тек ведь возможен в любой отрасли – и в сельском хозяйстве, и в сырьевом секторе», – добавляет Зубаревич. Сырьевой сектор вовсе не обязательно предполагает только примитивную добычу сырья.
Между тем у радужных российско-китайских планов по совместной добыче и затем транспортировке сырья в Китай и Азиатский регион есть серьезное препятствие, на которое иностранные инвесторы пока вряд ли смогут как-то повлиять. Речь идет об инфраструктурных ограничениях. Эта проблема поднималась, в частности, журналистами на пресс-конференции с президентом. Выяснилось, что предприятия Кузбасса добывают в год несколько сотен миллионов тонн угля, однако часть добытого сырья ложится мертвым грузом на складах. Причина – недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры, нет возможности вывозить уголь и доставлять его к портам. И основные проблемы возникают прежде всего на Забайкальской дороге Транссиба. Поэтому не факт, что совместные российско-китайские предприятия будут столь эффективны, как ожидается, и что инвестиции в добычу приведут к желаемым улучшениям российской экономики.