«РТ-Химкомпозит» начал кардинальное техническое перевооружение предприятий, которое даст возможность участвовать не только в отечественных программах, но и стать полноправным участником международной кооперации. Отказ от ручного труда и комплекс мер по автоматизации производства довел уровень часовой выработки до 16 кг углепластиковой продукции в час. Благодаря последним разработкам в области автоматизированной выкладки КМ холдинг планирует достичь выработки до 35-50 кг в час в 2015 году.
Анализ мирового опыта показывает, что наиболее перспективными и массовыми рынками КМ являются гражданские сферы применения. Холдинг к 2020 г. планирует увеличение доли гражданской продукции в выручке до 65%.
Объем мирового рынка композитов составляет 12 млн тонн в год и не менее 700 млрд евро в денежном выражении. При этом отечественный рынок производства композитов достигает 12 млрд. рублей в год или 0,3-0,5% от мирового объема. Утвержденная Правительством РФ «дорожная карта» по композиционным материалам (КМ) предусматривает достижение к 2020 г. объёма внутреннего производства КМ и изделий из них в размере 120 млрд. рублей, а объёма потребления продукции на душу населения − 1,5 кг/год.
Традиционными потребителями композитов в нашей стране являются оборонно-промышленный комплекс, космонавтика и авиация. Ведущий российский холдинг «РТ-Химкомпозит» занимает треть отечественного рынка по объему производства углепластиковых конструкций. При этом Холдинг намерен наращивать свои позиции, развивая исследовательскую деятельность и формируя современную систему подготовки специалистов для гражданских отраслей применения композитов.
Космонавтика
Работа холдинга с композиционными материалами началась еще со времен создания «Бурана».Сегодня «РТ-Химкомпозит» обеспечивает высокоэффективными углепластиковыми агрегатами ракеты-носители «Протон-М», «Рокот» и «Ангара». В ряде серийно производимых и вновь разрабатываемых конструкциях для ракет-носителей, таких как головные обтекатели, гаргроты и отсеки ступеней, приборные рамы и воздуховоды, доля композитов на основе углеродных наполнителей составляет 50-90%, что обеспечивает снижение массы на 16-33%. В следующем году при производстве деталей ракеты-носителя «Ангара» планируется ввести в эксплуатацию единственную в России установку Quick Step, которая позволит существенно экономить.
Гражданская авиация
«РТ-Химкомпозит» из полимерных композиционных материалов (ПКМ) разработал конструкцию и серийно производит звукопоглощающие панели для двигателя SaM-146 самолета SSJ-100. Такие конструкции резонансного типа позволили в 1,5 раза повысить акустическую эффективность.
Холдинг на сегодняшний день начал производство полноразмерных стрингерных панелей киля МС-21. Уже изготовлено около 5000 штук стандартных и конструктивно-подобных образцов деталей кессона киля и стабилизатора самолета МС-21, которые находятся на испытании в ЦАГИ. Для обеспечения объемов серийного выпуска МС-21 к 2015 г. планируется ввод в эксплуатацию еще двух установок автоматизированной выкладки.
"РТ-Химкомпозит" стал участником проекта Госкорпорации Ростех и австрийского концерна Diamond Aircraft Industries по созданию в России производства легких региональных многоцелевых самолетов и средних БПЛА. Участие холдинга обеспечит локализацию производства композиционных деталей самолета на территории России. Их доля в общей массе планера самолета составит около 70%.
Военная авиация
«РТ-Химкомпозит» является производителем углепластиковых панелей крыла, фюзеляжа и хвостового оперения истребителя пятого поколения Т-50. В этом году начаты работы по подготовке производства к выпуску деталей из ПКМ и комплектации опытных изделий Т-50 второго этапа, подразумевающие, в том числе, и корректировку формообразующей оснастки. Этот процесс ведется с расчетом на то, что уже в следующем году холдинг начнет изготовление деталей. В новом ПАК-ФА будет использован передовой углепластик с повышенными характеристиками.
Кроме того, ученые холдинга разработали армирующие материалы - высокопрочные синтетические волокна для легких конструкционных композиционных материалов для беспилотных летательных аппаратов. Применение нового уникального материала при создании беспилотников уменьшит вес планера в 2-2,5 раза и обеспечит его радиопрозрачность.