Глава Счетной палаты Татьяна Голикова объяснит, как лучше тратить государственные средства. Фото с официального сайта правительства РФ
Счетная палата под руководством Татьяны Голиковой готова заняться государственным аудитом бюджетных трат: будет оценивать эффективность работы федеральных и региональных органов власти, нужность реализации госпрограмм и крупномасштабных инвестиционных проектов. Правда, вдруг выяснилось, что никто во власти не знает, как определять эту самую бюджетную эффективность. Поэтому исполнение мегафункций Счетная палата начинает с поиска критериев и точных формулировок. Эксперты пытаются объяснить, почему власти задумались о критериях только сейчас, когда тучные годы окончательно ушли в прошлое.Новый председатель Счетной палаты Татьяна Голикова рассказала вчера, чем она займется в первую очередь, получив, согласно последним законодательным изменениям, особые мегафункции. Счетная палата станет своеобразным мегааудитором. Ее контроль эффективности станет всеобъемлющим и распространится и на федеральные ведомства, и на региональные органы власти, и на проводимые госзакупки, и на реализацию стратегических госпрограмм, а также крупных инвестпроектов страны, то есть на все инстанции и действия, связанные с расходованием бюджета.
Но, как следует из слов Голиковой, есть одна проблема: у власти до сих пор нет четкого понимания, что такое эффективность и как ее отличить от неэффективности.
«Принцип эффективности использования бюджетных средств закреплен в Бюджетном кодексе. Однако остаются нормативно не закрепленными понятия эффективности и неэффективности бюджетных расходов и критерии эффективности. С учетом перехода к программному формированию бюджета, а также к новой системе государственных закупок значимость аудита эффективности многократно возрастает», – пояснила Голикова.
Система внутреннего контроля федеральных органов власти развита недостаточно, продолжила Голикова. Если бы органы власти должным образом занимались самоконтролем, то Счетной палате не потребовалось бы проводить столько контрольных мероприятий. Поэтому необходима разработка критериев и методик оценки эффективности бюджетных расходов и порядка их применения для отдельных отраслей.
Пожалуй, наиболее яркий пример неэффективности государственного управления финансами – бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. «Параметры проектов существенно меняются, часто без должных обоснований, и в итоге реализуется совсем другой инвестиционный проект. Это влечет за собой существенное увеличение сроков и стоимости строительства. Подобные решения органов исполнительной власти сводят на нет эффект от бюджетных инвестиций», – пояснила Голикова.
Нетрудно догадаться, что в этом есть намек в том числе на раздуваемые сметы различных имиджевых «строек века».
«Мы с коллегами из Минфина по поручению президента начали практическую проработку данной проблемы. Создана рабочая группа с привлечением экспертов по разработке тех самых критериев эффективности. Призываю коллег из регионов присоединиться к данной работе», – добавила Голикова.
Удивляет тот факт, что власти давно призывают всех повышать эффективность бюджетных трат, однако выходит, никто до сих пор толком не понимал, что она собой представляет. Получается, прошлые требования и обещания эффективности озвучивались как будто не всерьез, и почему-то только сейчас стал актуален вопрос о ее критериях.
Опрошенные эксперты объяснили такие странности тем, что власти окончательно осознали наступление в стране сложной экономической ситуации.
«Тучные годы в экономике закончились, и государство больше не может позволить себе смотреть сквозь пальцы на нецелевое расходование средств, – отмечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – С контролем можно и перемудрить, полностью связав руки нижестоящим инстанциям. Поэтому в эпоху роста или хотя бы в эпоху радужных перспектив слишком сильно закручивать гайки было бы неправильно. Очевидно, радужных перспектив больше нет, и теперь на счету каждая копейка бюджетных средств».
Руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев соглашается с мнением, что именно стагнация подтолкнула чиновников к поиску критериев эффективности. Стагнация российской экономики обусловлена, по словам эксперта, именно внутренними причинами, ведь нефтяные цены сейчас высоки, «а крупнейшие экономики мира демонстрируют признаки ускорения».
И тот вялый рост, который наблюдается в российской экономике, обеспечивается, по сути, тоже лишь внутренним спросом. У такого спроса есть два основных драйвера – госрасходы и кредитование. «В среднесрочной перспективе темп роста розничного кредитования с высокой вероятностью будет замедляться. Никаких 30% и тем более 40% в годовом выражении мы не увидим. Запланированный рост расходов бюджета также выглядит достаточно скромным – плюс 3,5% в 2014 году. Отсюда вполне логично вытекает желание сделать или как минимум попытаться сделать госрасходы более эффективными», – поясняет Харлампиев.
Но, казалось бы, главный критерий эффективности давно известен: тратить средства ровно на то, на что они были выделены, а не использовать их по своему усмотрению.
Опрошенные эксперты в принципе об этом критерии и говорят, но добавляют некоторые другие. Так, Харлампиев указывает, что госрасходы – за исключением, пожалуй, социальных расходов – во-первых, должны быть экономически целесообразными, а во-вторых, должны обеспечивать максимальный стимулирующий эффект в масштабе всей экономики.
«Повысить эффективность бюджетных трат, допустим на капитальное строительство, и госзакупок можно с помощью полной прозрачности и общественного надзора, как, например, это сделали во Франции», – добавляет эксперт Русской школы управления Кирилл Линник.
При этом эксперт обращает внимание на то, что власти задумались о критериях эффективности все же не впервые, просто сегодняшнюю систему контроля научились обходить, поэтому понадобилось ее совершенствование. Но, на его взгляд, в правительстве и сейчас не до конца представляют себе, что такое эффективность госрасходов.
Например, гибкий и куда более действенный инструмент контроля – общественный надзор. Однако, говорит Линник, чиновники в нем не заинтересованы.
Сергей Шандыбин соглашается с тезисом, что деловое сообщество и гражданские институты могут значительно повысить эффективность. «В мире уже накоплен соответствующий позитивный опыт. Например, в бразильском городе-миллионнике Порту-Алегри составление бюджета начинается снизу, со списка потребностей и приоритетов, при участии представителей домохозяйств и всех гражданских ассоциаций каждого городского района. Удельный вес каждой заявки соответствует проценту населения, нуждающегося в осуществлении того или иного проекта», – описывает эксперт. И затем представители общества контролируют бюджетный процесс.