Российские дома отдыха ждут бюджетных туристов. Фото Владимира Захарина
Ростуризм предлагает изменить Налоговый кодекс, прописав в нем льготы работодателям, которые частично или полностью оплатят работникам и их семьям отдых на территории России. По подсчетам ведомства, если 8 млн россиян воспользуются этим предложением, то бюджет получит прибавку за счет внутреннего туризма как минимум в 20 млрд руб. Инициативу Ростуризма поддержали регионы: наших туристов ждут не только в Сочи, но и на Алтае, и в Республике Коми. Правда, эксперты не уверены, что россияне согласятся променять Египет, Турцию, Таиланд или Испанию на российские гостиницы – даже с большой скидкой.«Мы хотим создать условия, при которых работодателям было бы выгодно оплачивать частично или полностью отдых своих сотрудников – может быть, не всех, а тех, кто добросовестно работает, ветеранов, многодетных и т.п.», – сообщил вчера «НГ» советник руководителя Ростуризма Александр Ильин. По его словам, работодателей никто ни к чему не будет обязывать.
Предполагаются изменения Налогового кодекса. Конкретные схемы пока лишь обсуждаются. Возможно, расходы на отдых будут отнесены к издержкам, что снизит налоги на прибыль. Могут появиться льготы по налогу на доходы физических лиц.
Главное условие – чтобы отпуск был проведен на территории страны, а в выборе конкретного места работников уже ограничивать не будут, обещают в Ростуризме. Работодатель может взять на себя как оплату путевки в российские дома отдыха, так и расходы на гостиницу или транспорт, если работник просто отправится путешествовать по стране.
Компании, которые будут предоставлять туристические, гостиничные, транспортные услуги, должны доказать свою добросовестность. «Будет отдельный реестр таких компаний. Пока наше предложение носит характер концепции. В процессе дальнейшего согласования, естественно, будут досконально прорабатываться механизмы отбора компаний и оказания услуг», – пояснил Ильин.
Ростуризм уверен в выгодности своего предложения и для работодателя, и для работника, и для российских регионов. «Мы простимулируем туристическое развитие регионов, потому что регион, в который больше приедет отдыхающих, получит дополнительные и довольно приличные деньги от туристов», – говорит Ильин. В стране создается объединение губернаторов тех регионов, которые развивают туризм. И речь идет далеко не об одном Краснодарском крае, которому, напомним, предстоит после Олимпиады кем-то заполнять гостиницы. Также, замечает Ильин, активно развивает туристическую отрасль, например, Республика Коми.
Ожидается, что инициатива Ростуризма увеличит доходы бюджета. «По данным за прошлый год, около 16 млн граждан РФ предпочитали отдых на территории России. Если после изменений в Налоговом кодексе примерно 8 млн человек начнут отдыхать на территории страны, то для государственного бюджета прибавка составит примерно 20 млрд руб. И это только от туристических услуг, – говорит Ильин. – Но есть еще мультипликативный эффект, ведь турист на отдыхе приобретает дополнительные товары и услуги». По данным Всемирной туристической организации, на 1 долл., заплаченный за прямую туристическую услугу, приходится еще 3 долл. за дополнительные услуги.
Пока концепция Ростуризма проходит согласование. Ожидается, что в течение 2014 года все согласования будут завершены.
Опрошенные «НГ» эксперты, однако, не уверены, что российские туристы согласятся даже со скидкой променять отпуск в Египте, Турции, Таиланде, Испании на дома отдыха в Сочи, Подмосковье или на отечественные горнолыжные курорты. Россияне до сих пор мало путешествуют как по России, так и по загранице. И вряд ли у тех россиян, которые всегда выезжали за границу, поменяются предпочтения после появления инициативы Ростуризма. Точно так же вряд ли россияне заплатят даже половину стоимости путевки в Сочи или Коми, если привыкли проводить свой отпуск бесплатно на даче. Кстати, вопрос с оплатой работодателем дороги до деревни или дачи пока остается непроясненным.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, почти половина опрошенных этим летом вообще не отдыхала, около 20% провели отпуск на даче, около 16% поехали в другой город, село в России или на российское побережье Черного моря, 10% остались дома и по 4% респондентов отправились в страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. При этом в предстоящие новогодние каникулы планируют поехать за границу около 3% опрошенных, в другой город или село в России – 7%, вообще никуда не поедут – почти 80%.
«Сравнивать российские отели и санатории даже с турецкими пока странно, настолько они в разных весовых категориях. Так называемый средний класс сейчас готов платить за комфорт. Заманить в пансионат где-нибудь под Саратовом людей, которые сегодня отдыхают в Испании, будет сложно», – считает директор турагентства «Отпуск 2.0.» Анна Минина.
«Эта инициатива будет работать только в организациях, где покупательная способность сотрудников ниже среднего уровня. Средний класс пока не является целевой аудиторией внутреннего российского туризма из-за несоответствия цены качеству, а также из-за успешной конкуренции со стороны зарубежных направлений», – продолжает гендиректор компании «Волга-тур» Юлия Скороходова. По мнению эксперта, возможно, эту инициативу Ростуризма следовало бы ограничить бюджетным сектором, где не существует проблемы ухода от налогов, а сотрудники как раз нуждаются в разного рода социальной поддержке. Если путевка достанется работнику со скидкой в 50% и более, то, возможно, он и соблазнится отдыхом в России. По оценкам эксперта, могут «вернуться» отдыхать на родину максимум 10–15% российских туристов. Но скорее всего это будут лишь разовые поездки, вряд ли они войдут в привычку.
Также эксперты сомневаются в привлекательности инициативы для самих работодателей. «Со стороны работодателя потребуются еще и дополнительные затраты: настройка автоматизированных систем кадрового учета, дополнительная операция для расчетчиков и для специалистов, отвечающих за контракты с поставщиками услуг, документооборот, – поясняет замгендиректора кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина. – Самое главное, чтобы благая инициатива была тщательно проработана до того, как стать законом. Ведь предстоит учесть интересы целого ряда ведомств, бизнеса, профсоюзов и самих работников». Хотя кое-какую выгоду компании смогут извлечь из инициативы Ростуризма, ведь «под эту статью, видимо, можно будет списывать и расходы на корпоративные вечеринки», обращает внимание Анна Минина.
В свою очередь, председатель отраслевого отделения по развитию турбизнеса «Деловой России» Алексей Парфененок предупреждает, что если российские пансионаты и дома отдыха в обязательном порядке обеспечить клиентами, то они перестанут бороться за качество услуг. Исправить эту ситуацию, по мнению эксперта, можно так: прописать в законопроекте преференции тем гостиницам и домам отдыха, которые примут больше «социальных отдыхающих», и заставить гостиницы конкурировать за преференции.
А пока что, выходит, вовсе не обязательно инициатива Ростуризма повысит качество туристических услуг в стране.