Банкиры оценили успехи реформ в 30 странах с переходной экономикой. Фото с сайта www.wecf.eu
Проведение масштабных структурных реформ в большинстве развивающихся стран – в том числе в России – приостановилось. И это уже долгосрочная тенденция. Такой вывод можно сделать из ежегодного доклада Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В нем проанализирован опыт реформ 30 стран Европы и Азии, в которых начался, но так и не завершился переходный период. По уровню развития Россия оказалась посередине между более успешными центральноевропейскими государствами и менее успешными центральноазиатскими.
Вчера в Москве при поддержке Фонда Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы был презентован доклад Европейского банка реконструкции и развития о 30 застрявших в переходном периоде странах Европы и Центральной Азии. В списке есть и Россия.
Анализируя ситуацию в российской экономике, специалисты ЕБРР сначала назвали для страны три главных события уходящего года. Первое – замедление роста ВВП РФ с 3,4% в 2012-м до 1,4% в первой половине 2013-го. Второе – новая госпрограмма развития сельского хозяйства, которая синхронизирует инструменты господдержки агросектора с требованиями Всемирной торговой организации. Третье – создание на базе Центробанка мегарегулятора.
Также важным шагом на пути к проведению структурных реформ европейские эксперты посчитали введение в России бюджетного правила, которое увязывает общий объем федеральных расходов со средней ценой на нефть за последние пять лет и направляет излишки экспортных доходов в резервы. К существенным переменам – правда, необязательно позитивным – приведет и очередная пенсионная реформа.
По оценкам ЕБРР, Россия оказалась где-то посередине между наиболее успешными европейскими странами, которые еще не стали развитыми, но близки к этому, и менее эффективными странами постсоветского пространства – прежде всего Центральной Азии, – которые лишь в самом начале переходного периода и недалеко ушли от плановой экономики. В группе лидеров среди развивающихся стран оказались Хорватия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения и др. В группе аутсайдеров – Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Белоруссия.
Анализ велся по таким параметрам, как уровень развития аграрного сектора, промышленности, недвижимости, а также энергетики с учетом состояния природных ресурсов, качество транспортной, дорожной, коммунальной инфраструктуры, самочувствие банковского сектора, условия для страховой, финансовой, инвестиционной деятельности и т.п. Лишь в редких случаях Россия могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.
Но в целом говорить о том, что в стране проводятся масштабные структурные реформы, которые уже сегодня помогают диверсифицировать экономику, вывести институты на новый уровень, – не приходится. И в этом смысле Россия вовсе не одинока, потому что в большинстве проанализированных стран серьезных структурных реформ тоже не проводилось начиная с середины нулевых годов. Лишь единицы улучшали положение национальной индустрии – это, согласно исследованию ЕБРР, прежде всего Литва. Развивали транспортную и коммунальную инфраструктуру – Казахстан, Киргизия, Словакия, Румыния. Улучшали условия для финансовой и инвестиционной деятельности – Хорватия, Словения, Эстония и др. При этом были случаи, когда страны, наоборот, принимали такие решения, которые откатывали их назад. В Албании, Болгарии, Венгрии ухудшилась ситуация в электроэнергетике; в Эстонии – в транспортной сфере; в Польше – в финансовом секторе.
Завершая свой анализ, европейские аналитики перечислили несколько приоритетов для России на 2014 год. В принципе ничего нового европейцы нам не посоветовали. Говорилось о необходимости создания благоприятных условий для инвестиций, повышения прозрачности, диверсификации. Также европейцы посоветовали повысить доверие участников рынка к бюджетному правилу, ускориться с приватизацией госактивов.
Опрошенные эксперты подтвердили, что в России есть определенные препятствия на пути развития. «России мешают проводить реформы стабильно высокие цены на нефть, которые обеспечивают наполнение бюджета, дают работу подрядчикам нефтяных компаний и через перераспределение бюджета обеспечивают занятость в инфраструктурных проектах», – поясняет председатель всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров» Артем Аветисян. Хотя изменения к лучшему все же есть, и их замечает и мировое сообщество, пример чему – улучшение положения России в рейтинге Doing Business за счет совершенствования налогового администрирования и сокращения некоторых барьеров. Помимо приватизации необходимо создать непредвзятую судебную систему и снизить давление чиновников на частный бизнес, добавляет Аветисян.
Однако часть экспертов обратили внимание на размытость понятия «развитая страна» и на некоторую предвзятость оценок – в том числе и европейских аналитиков. «Каждый международный институт может выдвинуть свои критерии «развитых» и «неразвитых». Раньше размер экономики или ВВП был основанием «зачисления» в развитые страны. В последнее время появилась тенденция учитывать инновационность, демократичность, уровень жизни. Непостоянство правил может сделать эту гонку определений бесконечной», – замечает руководитель направления «Инновации» Русской школы управления Константин Тютюнов.
При этом эксперт предупредил, что структурные реформы не только облегчают жизнь бизнесу и населению, но и нередко оборачиваются прямыми убытками для некоторых предприятий, негативными временными изменениями на рынках. Структурные реформы – это лекарство, у которого могут быть болезненные побочные действия, что, однако, не отменяет необходимости их проведения.
«Нужно понимать, что оценки ЕБРР в большинстве случаев отражают не реальное состояние экономики, а меру ее соответствия определенным экономическим установкам. Несколько упрощая, можно это описать так: жесткое и централизованное управление какой-то отраслью для ЕБРР – абсолютное зло. Децентрализация и приватизация – абсолютное добро независимо от того, как это скажется на эффективности и конкурентоспособности данного сегмента экономики», – поясняет гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. По мнению эксперта, тот факт, что в анализируемых странах приостановились структурные реформы, неудивителен, он отражает «нежелание элит подвергать свою экономику ненужному риску, дезорганизуя те отрасли, которые и без того несут золотые яйца». Однако эксперт признает, что проведению важных для России реформ «мешает сложившаяся система власти и собственности». Необходимые преобразования нередко тормозятся и на местах, и в самом федеральном Центре.