Российским фермерам предлагают стать экспортерами. Фото Reuters
Отечественные предприятия-экспортеры получат значительные выгоды от реализации Балийского пакета соглашений, подписанного по итогам 9-й министерской конференции ВТО. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев эти перспективы оценивает более чем оптимистично. Он убежден, что прорыва можно ждать на многих направлениях внешнеторговой деятельности, в том числе и в экспорте сельхозпродукции. Сейчас Россия на мировой рынок продовольствия в качестве экспортера выходит лишь периодически, но в будущем может превратиться в постоянного игрока. Однако достижение заявленных целей зависит от выполнения ряда условий. Например, от эффективности господдержки агропрома, защиты интересов своих экспортеров.
Алексей Улюкаев назвал журналистам два блока вопросов, обсуждавшихся на Балийской конференции ВТО, которые имеют для России принципиальное значение. Первый – соглашение об упрощении торговых процедур, второй – соглашение по сельскому хозяйству. «Упрощение торговых процедур означает существенное улучшение условий экспорта для наших компаний, в том числе экспортеров товаров с высокой степенью добавленной стоимости. Речь идет о химии, нефтехимии, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроении, металлообработке. Они получают очень неплохие шансы для закрепления на рынках, где наши позиции не так хороши. Это, конечно, не автоматически реализуется, нужно работать довольно много и бизнесу, и федеральным органам исполнительной власти. Но это результат, который может измеряться десятками миллиардов рублей полученного дополнительного дохода и серьезного увеличения объемов экспорта», – сказал министр.
Не менее радужные перспективы Улюкаев видит в подписанном блоке соглашений по сельскому хозяйству. По его словам, наряду с открытием «дороги к дальнейшему улучшению параметров международной торговли сельхозпродукцией в рамках Дохийского раунда», связанного кроме всего прочего с отменой экспортных субсидий, эти документы имеют для России принципиальное значение в плане повышения конкурентоспособности товаров отечественного агропрома. «Я надеюсь, Россия станет полномасштабным экспортером сельхозпродукции. Сейчас мы являемся экспортером таким периодическим – то есть в зависимости от урожая. Я рассчитываю, что в том числе с принятием этих документов (Балийского пакета, а также дальнейших соглашений в рамках Дохийского раунда ВТО. – «НГ») мы постепенно станем постоянным экспортером сельхозпродукции. Мы имеем для этого все основания», – заявил Улюкаев.
Напомним, 9-я министерская конференция ВТО состоялась на прошлой неделе на острове Бали. По ее итогам было подписано в общей сложности 10 соглашений, упрощающих процедуры внешней торговли, касающихся сельского хозяйства, в том числе по продовольственной безопасности, и вопросов развития. По оценкам экспертов, Балийский пакет способен обеспечить прирост мирового ВВП примерно на 1 трлн долл. Соответственно Россия рассчитывает на дивиденды в виде наращивания объемов экспорта. Однако применительно к сельскому хозяйству надежды могут оправдаться не по всем пунктам.
Сейчас у отечественного агропрома фактически только две ударные экспортные позиции – зерно и растительное масло, считает руководитель аналитического центра «Союзмолоко» Татьяна Рыбалова. Не случайно глава Минэкономразвития сделал оговорку насчет периодичности присутствия нашей страны на мировом продовольственном рынке. Объемы экспорта России, отметила Рыбалова, поставлены в зависимость от погодных условий. Потенциал же огромный – большая территория, разнообразные климатические зоны, наличие трудовых ресурсов. Однако без системных мер господдержки российские сельхозпроизводители не смогут реализовать себя в качестве экспортеров. А именно системного подхода, четкого выполнения властями взятых обязательств, в частности по выделению субсидий предприятиям, сегодня не хватает. Рыбалова привела пример – в первом полугодии 2013 года государство вообще не выделяло денег предприятиям АПК. Особенно пострадало животноводство – закупать подорожавшие корма было не на что. Коров, что называется, пустили под нож. «В мае очереди на забой скота были на два месяца вперед», – отметила Рыбалова.
По ее словам, отсутствие системных мер господдержки оборачивается бесполезным использованием бюджетных миллиардов. Рыбалова напомнила о нацпроекте развития агропрома, реализация которого когда-то позволила увеличить на 1 млн тонн валовые надои молока. За пять лет с таким трудом достигнутая позиция утрачена. В этом году, прогнозирует эксперт, показатель составит около 30,4 млн тонн, а это уровень конца 1950-х годов. Эксперт делает неутешительный вывод – по производству молока и по производству мяса крупного рогатого скота Россия экспортером долгие годы стать не сможет.
Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев видит большой экспортный потенциал в птицеводстве. Уже сейчас отечественные производители птицы обеспечивают 90% потребностей внутреннего рынка. Для того чтобы достичь этого уровня, понадобилось 10 лет. Российское птицеводство уже вышло из кредитной зависимости и вполне конкурентоспособно на мировом рынке, уверен эксперт. А производители свинины с кредиторами еще не рассчитались и не смогут этого сделать ближайшие лет пять. По этой причине существующие планы к 2020 году довести экспорт свинины до 200 тыс. тонн, на взгляд Ковалева, безосновательны. Сегодня экспорт чисто символический – 10–15 тыс. тонн, которые поставляются в страны Юго-Восточной Азии. Производится же 2 млн тонн свинины. Конкурировать приходится с Бразилией, Канадой и Евросоюзом. «Никто на мировым рынке нас, конечно, не ждет», – резюмировал Ковалев.