У западного бизнеса давний интерес в Калужской области. Фото с сайта www.wikipedia.org
До конца года при Минрегионе может быть создано Российское агентство по привлечению иностранных инвестиций в регионы. Это решение было принято в сентябре премьером Дмитрием Медведевым. Новая структура призвана помочь западному бизнесу продвигать проекты в субъектах Федерации, причем не только в тех, которые уже активно осваиваются, но и в еще неохваченных. Однако очередная бюрократическая структура едва ли изменит ситуацию к лучшему. Эксперты считают, что агентство, не наделенное реальными полномочиями, лишенное госфинансирования, не поможет иностранным предпринимателям успешно преодолевать административные барьеры, проникать в дальние уголки РФ.
Глава Минрегиона Игорь Слюняев в минувшую пятницу сообщил, что его ведомство совместно с Национальным советом по развитию инвестклимата приступили к регистрации Российского агентства по привлечению иностранных инвестиций в регионы. По словам председателя Национального совета по развитию инвестклимата Юрия Войцеховского, новая структура, создать которую распорядился в сентябре премьер Дмитрий Медведев, может появиться до конца текущего года. «Агентство на условиях внебюджетного финансирования будет осуществлять функции продвижения механизма единого окна для иностранных инвесторов», – заявил министр. Войцеховский раскрыл тайну бренда, под которым это агентство будет работать: Invest in Russia – «Инвестируйте в Россию». Заявления прозвучали на заседании круглого стола, посвященного механизмам привлечения инвестиций в субъекты Федерации.
Слюняев настроен более чем оптимистично. По его словам, создаваемое под патронажем Минрегиона агентство позволит потенциальным инвесторам оперативно получать достоверную информацию об условиях, возможностях и процедурах ведения бизнеса в российской глубинке. Кроме того, новая структура будет координировать деятельность институтов развития на региональном уровне, предлагать способы и совершенствовать условия и механизмы привлечения иностранного капитала, опираясь на лучшие мировые и российские практики и стандарты. «Речь не идет об образовании новой бюрократической структуры, мы скорее говорим о формировании благоприятных условий для работы иностранных инвесторов в условиях существующих институтов, нацеленных на привлечение инвестиций», – цитирует министра РИА Новости. По его словам, ведомство уже перестраивается. Первый шаг – создание Департамента по привлечению внебюджетных инвестиций в регионы.
Следует сказать, что Агентству по привлечению иностранных инвесторов в регионы предстоит отвоевать свое место под солнцем. Прямой и куда более авторитетный его конкурент – Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), созданный в 2011 году. РФПИ – 100-процентная «дочка» Внешэкономбанка (ВЭБ). Он ориентирован на работу с иностранными инвесторами, заинтересованными вкладывать деньги в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики РФ. Однако этим отличия не ограничиваются. Несомненное конкурентное преимущество РФПИ – зарезервированный капитал в размере 10 млрд долл. В сделках фонд выступает соинвестором. И всем понятно, что по умолчанию под этим подразумеваются твердые гарантии федеральных властей, защищающие западный бизнес от произвола местной бюрократии. Кроме того, едва ли не в каждом регионе, прежде всего в тех, которые представляют реальный интерес для иностранного капитала, уже существуют соответствующие подразделения. Например, есть Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций и Агентство регионального развития Калужской области. Зачем этим вполне успешным подразделениям может потребоваться посредник на федеральном уровне, честно говоря, непонятно.
Главный экономист по России и СНГ банка HSBC Александр Морозов считает, что от Российского агентства по привлечению иностранных инвестиций в регионы вреда не будет. Большой пользы, впрочем, эксперт тоже не ждет. «Скорее всего выход будет нулевым», – говорит он. Морозов напомнил, что в течение 10 лет предпринимались попытки создать подобную структуру при Минэкономразвития, однако выбор был сделан в пользу Минрегиона. Но не факт, что новое агентство оправдает ожидания, учитывая отсутствие каких-либо полномочий, чтобы воздействовать на руководство регионов и муниципалитетов, защищая права и интересы иностранных инвесторов. О софинансировании проектов речи тоже не идет. «Если нет собственных ресурсов, то агентство не будет представлять особого интереса для иностранцев», – подчеркнул Морозов. И на этом основании сделал вывод, что аналогии с РФПИ, за которым стоит государство в лице ВЭБа, в данном случае неуместны.
Со своей стороны, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин также высказал сомнения относительно целесообразности создания агентства. Причины этого бюрократического решения могут быть самыми разными – в том числе и вынужденными. Например, новое агентство может быть своеобразной компенсацией Минрегиону за утраченные полномочия в результате создания Министерства строительства и ЖКХ. Соответствующий указ президент Владимир Путин подписал 1 ноября текущего года, но очевидно, что вопрос прорабатывался несколько месяцев. Не исключено, что двумя месяцами ранее Медведев подписал постановление с учетом запланированных организационных на ноябрь изменений в правительстве. Агентство, работающее с иностранными инвесторами, – отступные Слюняеву, чтобы у него не создалось ощущения бесполезности министерства.
Другое дело, что переформатированный Минрегион в новом качестве себя едва ли реализует. По мнению Ясина, все организации, подобные Агентству по работе с иностранными инвесторами в субъектах Федерации, как правило, оказываются бессмысленными. В одни регионы зарубежный бизнес идет охотно, в другие – калачом не заманишь. Иностранцы идут с деньгами туда, где знают, что получат прибыль. К остальным регионам отношение у них прохладное. И даже специальная структура изменить его не сможет, убежден Ясин.