Эльвира Набиуллина борется за чистоту банковской системы. Фото с официального сайта правительства РФ
Вчера Центробанк отозвал лицензию у махачкалинского коммерческого Нафтабанка. А премьер Дмитрий Медведев посовещался с министрами и новым главой ЦБ о развитии банковской системы. Похоже, видя, что экономика уходит в минус, правительство впадает в панику и пытается как-то остановить отток капитала и пополнить дефицитный бюджет. Отсюда, считают эксперты, резкая перемена в настроении регулятора: он отзывает лицензии у банков, на серые схемы которых раньше закрывал глаза.Как сказано в документах Центробанка (ЦБ), Нафтабанк имел проблемы с отчетностью и «был вовлечен в проведение в крупных объемах сомнительных операций по выдаче наличных денежных средств из кассы».
«Руководителями и собственниками Нафтабанка были предприняты действия по выводу высоколиквидных активов из кредитной организации», – сообщают в ЦБ.
Премьер Дмитрий Медведев провел вчера правительственное совещание, на котором много говорилось о необходимости сделать российскую банковскую систему прозрачнее, чтобы укрепить ее позиции в мире. Премьер напомнил, что с 1 января 2014 года ЦБ вводит новые требования к определению капитала кредитных организаций и минимальные нормативы его достаточности.
Неделю назад – после отзыва лицензии у Мастер-Банка – глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что «он не один такой, но таких банков немного». Имелись в виду недобросовестные участники банковского рынка, нарушающие законодательство в области противодействия «отмыванию» незаконно полученных доходов.
Российская экономика вот-вот начнет падать, стимулы для роста не найдены, отток капитала не остановлен. Похоже, российские власти впадают в панику и ищут хоть какой-то способ выправить ситуацию. Потому что как иначе объяснить столь резкую перемену в настроениях регулятора? Еще недавно недобросовестные участники банковского рынка вполне спокойно могли реализовывать различные серые, незаконные схемы по обналичиванию крупных сумм и выводу их за рубеж. И об этом, как правило, догадывались – если не знали – и сами банкиры, и чиновники. И только сейчас регулятор взялся «зачищать» рынок, не жалея в том числе крупнейшие банки страны. Напомним, страховой случай Мастер-Банка стал рекордным за последние 10 лет. По данным Агентства по страхованию вкладов, масштаб выплат пострадавшим вкладчикам достигает 30 млрд руб (см. «НГ» от 21.11.13).
Создается впечатление, что не только смена руководства Центробанка привела к таким изменениям в действиях регулятора. Ведь и прошлое руководство ЦБ тоже на фоне стагнирующей российской экономики подняло вопрос о криминальном характере оттока капитала из страны. Весной этого года теперь уже экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев рассказал журналистам, что по итогам 2012 года из России было переведено незаконным способом за границу около 49 млрд долл. Игнатьев пояснял, что эта сумма могла сложиться из платежей за поставки наркотиков, оружия, серого импорта, из взяток и откатов. И банки принимали активное участие в незаконных схемах. Игнатьев уточнил, что около 60% оттока капитала из РФ приходились в прошлом году на «сомнительные операции». Видимо, за счет борьбы с сомнительными операциями власти и решили замедлить отток капитала. Правда, при этом не учитывается, что не каждая схема обналичивания средств свидетельствует об отмывании незаконно полученных доходов. Нередко бизнес-компании прибегают к этой операции по другой причине – из-за ухудшающегося инвестклимата.
«Отток капитала – следствие. А причина – неуверенность бизнеса, инвесторов в завтрашнем дне. Трудно сохранить эту уверенность, когда на бизнес оказывается давление госмонополий и надзорных органов, политические реформы не проводятся, а суды необъективны. Перекрывая один канал в виде банков, не получится искоренить причины, вызывающие отток капитала», – комментирует председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. «Чистка банковского рынка замедлить бегство капитала вряд ли сможет. Общая политическая и экономическая обстановка в стране, налоговый и инвестиционный климат влияют на перемещение капитала гораздо сильнее», – соглашается гендиректор группы «Уральский союз» Марина Ризванова.
«Какие страны обеспечивают наибольший чистый приток инвестиций в Россию? Нидерланды и Кипр. Это «грязная» российская банковская система заставляет дочерние фирмы государственных компаний открывать счета в офшорах?» – задается вопросом директор московского филиала «Энерготрансбанка» Павел Сакадынский. По его словам, российская банковская система нуждается в тонком, точечном, адресном надзоре и настройке. «Коса вместо тонкой отвертки только навредит», – считает Сакадынский. Хотя, добавляет он, все зависит от истинных целей регулятора. Одно дело – действительно обеспечить прозрачность банковской системы, и совсем другое – загнать клиентов в государственные банки для пополнения дефицитного бюджета в ожидании «голодных» лет.
«Мне кажется, что чистка банковского сектора приведет к очень серьезной концентрации капитала. Вероятно, за образец взята Германия. Там несколько банков управляют всей экономикой. Этот процесс уже активно идет. Прибыли в банковском бизнесе снижаются, многие мелкие организации будут вынуждены либо уйти с рынка, либо слиться с крупными конкурентами, – описывает ситуацию директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – Здесь ключевую роль играет поддержка акционеров. У всех наших ведущих банков акционеры либо правительство, либо Банк России, либо сырьевые корпорации. Поэтому в результате борьбы за чистоту банковской системы образуется крепкий союз чиновников, банкиров и сырьевых олигархов». Для России в принципе достаточно 100–200 банков, считает Разуваев.
Опрошенные эксперты не отрицают, что с незаконными операциями необходимо бороться и что отзыв лицензии у явных нарушителей делает рынок прозрачнее. Но и риск кризиса доверия на банковском рынке тоже высок, замечают они. «Никто ведь не знает, каковы по масштабу планы ЦБ по зачистке рынка, кто следующий попадет под карающий меч мегарегулятора. Такое уже было в 2004 году. Сейчас ситуация в экономике хуже, а оттого последствия кризиса доверия трудно прогнозируемы», – предупреждает Ризванова. Усугубляет ситуацию непредсказуемость надзорной деятельности. «Столько лет «терпели» Мастер-Банк, – замечает Мишурис. – И вдруг решили отозвать лицензию».
Хотя часть экспертов пока не видят поводов для беспокойства. «Если ЦБ сможет удержать ситуацию под контролем после естественной первичной негативной реакции на отзыв лицензии у крупного участника рынка и убедить остальных, что его действия носят системный характер, – изменения к лучшему в банковской системе весьма вероятны», – считает аналитик Allianz Investments Ариэл Черный. Но, добавляет он, если опять не получится выйти за рамки разовой акции против отдельного банка, то игра, возможно, не стоила свеч.