Рост коммунальных платежей остается болезненной проблемой для граждан. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Поручение премьер-министра Дмитрия Медведева о подготовке перехода на авансовые коммунальные платежи вызвало неоднозначную реакцию и в обществе, и в коридорах власти. Многие считают, что эта инициатива несвоевременная и даже вредная. Введение предоплаты за непотребленные электроэнергию, газ, воду означает, что население и бизнес прокредитуют монополистов на несколько сотен миллиардов рублей – причем совершенно бесплатно.Вчера премьер Дмитрий Медведев в очередной раз обратил внимание на критическую ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе страны. Проводя совещание по вопросам подготовки к зиме, глава правительства выразил обеспокоенность ростом задолженности предприятий ЖКХ.
«По сравнению с прошлым годом (по состоянию на 1 ноября) у нас почти на четверть выросла задолженность предприятий ЖКХ за топливо и электроэнергию. Сейчас она составляет 113 млрд руб. С этим нужно разбираться», – цитирует Медведева Интерфакс.
Среди радикальных способов решения проблемы неплатежей в сфере ЖКХ – введение предоплаты за электроэнергию, газ, коммунальные услуги. Инициатива, как известно, принадлежит Медведеву, который предложил проработать этот вопрос. Решение задачи предполагает внесение изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ в части установления ежемесячной платы за жилое помещение и коммунальные услуги до 10-го числа текущего месяца. Профильные министерства и ведомства должны доложить свои соображения в начале декабря (см. «НГ» от 15.11.13).
Жесткость требований премьера, казалось бы, можно объяснить тревожной статистикой роста неплатежей. По итогам первого полугодия 2013 года общий объем долгов в сфере ЖКХ превысил 730 млрд руб. Из них задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составила менее 150 млрд руб. По свидетельству экспертов, 95% россиян добросовестно оплачивают счета за коммунальные услуги, электроэнергию и газ. То есть рядовые граждане совсем не виноваты в нарастающих неплатежах. И почему нужно перекладывать проблемы ЖКХ с больной головы на здоровую – непонятно. Возможно потому, что власти надеются на традиционную пассивность граждан, которые покорно передадут свои деньги монополиям.
Не секрет, что показатели задолженности предприятий гораздо хуже, чем у населения. Среди должников – объекты социальной сферы в дотационных регионах. Если всех без разбора обяжут платить вперед, то монополисты фактически получат доступ к бесплатным кредитным ресурсам. И немалым. По данным Росстата, в среднем на коммунальные платежи каждый член домохозяйства в России тратит до 1,4 тыс. руб. ежемесячно. Общий платеж 140-миллионного населения РФ, таким образом, составляет около 200 млрд руб. в месяц. А ведь есть еще платежи предприятий. Деньги получаются приличные. Для сравнения – инвестпрограмма «Газпрома» на 2014 год предполагает расходы на уровне немногим более 800 млрд руб. Создается впечатление, что предлагаемое Медведевым введение предоплаты за услуги ЖКХ – нечто вроде скрытой компенсации потерь монополистов от заморозки тарифов для предприятий, введенной на будущий год.
Председатель комитета по экономической политике Госдумы Игорь Руденский вчера объявил журналистам, что считает эту инициативу неправильной и несвоевременной. Попытка ее реализации способна создать социальную напряженность в обществе. «Сегодня ни у предприятий, ни у граждан нет средств, чтобы платить авансовыми платежами. Это тупиковая идея», – утверждает депутат. Население Руденский обещал защитить, а вот предприятия-неплательщики считает возможным переводить в воспитательных целях на предоплату услуг ЖКХ.
Столь же критично оценивает предложение Медведева директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский. По его мнению, проблемы неплатежей в ЖКХ не могут быть решены за счет перевода граждан на авансовые платежи. В случае же реализации подобных планов изменится характер отношений между продавцом и покупателем – потребителями и поставщиками услуг. Неизбежно возникнет путаница с перерасчетами. Ведь при введении авансовых платежей на население и предприятия ляжет двойная нагрузка – придется рассчитаться по старой схеме и одновременно внести аванс за следующий месяц. У многих на это свободных денег физически нет.
«Эта затея бессмысленная, не решающая существующих проблем» – такова оценка сопредседателя Союза потребителей Антона Недзвецкого. Должников, которые не могут или не хотят платить за услуги ЖКХ, перевод на предоплату явно не перевоспитает. Старые долги вернуть тоже не получится – механизма взыскания нет. На памяти Недзвецкого это третья попытка монополистов изменить существующую систему оплаты в сфере ЖКХ. Первая была в 1994 году, вторая – в 2003-м. Тогда доводы противников казались более весомыми.
Если лоббисты монополий окажутся сильнее защитников интересов граждан, то предстоит корректировать не только Жилищный кодекс, но и Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей и другие нормы, предупреждает Недзвецкий. Для добросовестных плательщиков ситуация ухудшится. Пока у потребителей есть возможность снизить размер оплаты, если какая-то коммунальная услуга не предоставлена или предоставлена с ненадлежащим качеством. В случае же изменения правил им придется возвращать свои кровные через суд, причем рассмотрение такого рода дел может затягиваться на несколько месяцев. Далеко не у каждого найдутся время и желание, чтобы доказать свою правоту.
Согласно действующему законодательству в сфере энергетики, авансовые платежи широко применяются при расчетах за поставки газа и электрической энергии, но используются исключительно при взаимоотношениях между юридическими лицами, напомнил эксперт Аналитического центра при правительстве Дмитрий Хомченко. «Данная ситуация, безусловно, вызывает проблемы у организаций коммунального комплекса, которые вынуждены оплачивать энергетические ресурсы вперед. Поэтому авансовые платежи граждан и бизнеса за коммунальные услуги выгодны прежде всего организациям, которые платят такие же платежи предприятиям «большой энергетики», – говорит он.
Директор по международным инвестициям EKF Group Дмитрий Назаров считает, что система предоплаты теоретически может быть внедрена при расчетах граждан за потребление электроэнергии и воды – здесь возможно отключение должников. Но механизм отключения неприменим в отношении теплоэнергии и газа хотя бы в силу особенностей нашего климата. «Отключение центрального отопления в некоторых регионах равносильно обречению на масштабные аварии и даже жертвы», – напоминает Назаров. По его мнению, тех, кто не платит, следует привлекать к административной ответственности и обязательным общественным работам, взыскивая долги за услуги ЖКХ. Также нужно проверять финансовую деятельность управляющих компаний, так как зачастую руководители их мотивированы главным образом на личное обогащение, причем не всегда законными путями, говорит Назаров.