Предприниматели надеются на налоговый компромисс с государством. Фото РИА Новости
Возвращение правоохранителям права возбуждать дела по налоговым преступлениям, вызвавшее недовольство бизнеса, может быть реализовано в компромиссном варианте. Следственные органы смогут заниматься расследованиями самостоятельно, но в дальнейшем они должны запрашивать материалы у Федеральной налоговой службы (ФНС). Вчера предложения на этот счет доложил президенту Владимиру Путину руководитель налогового ведомства Михаил Мишустин. Главе государства идея в целом понравилась, и он предложил согласовать предполагаемые изменения в законодательстве с заинтересованными министерствами и представить ему на утверждение готовое решение.
Вчера состоялась встреча президента Владимира Путина с главой ФНС Михаилом Мишустиным, в ходе которой обсуждалась возможность тесного сотрудничества налоговиков и право-
охранителей при расследовании преступлений в налоговой сфере. «Собственно говоря, сутью
198-й и 199-й статей является непредставление налоговой декларации либо ложные или искаженные сведения, которые есть в налоговой декларации. Поэтому необходимо мотивированное суждение о налоговой декларации при возбуждении этих дел. Именно так, я считаю, мы построим работу: чтобы было четкое мнение Федеральной налоговой службы и в совокупности с материалами правоохранительных органов можно было дать суждение, абсолютно основанное на законе и на правоприменении Налогового кодекса», – сказал Мишустин.
Он считает принципиально важным, чтобы в этом процессе участвовали налоговые органы. В принципе межведомственное взаимодействие уже налажено. Согласно Налоговому кодексу, по результатам проверки налогоплательщикам дается время на исполнение обязательств. Если нет реакции, то через два месяца материалы, независимо от их принадлежности, передаются в Следственный комитет. «Это то, что действовало», – подчеркнул глава ФНС. Президент не против нового формата сотрудничества ФНС с правоохранительными органами. «В законе можно зафиксировать обязанность правоохранительных органов, в том числе Следственного комитета, запрашивать соответствующие документы из налоговых органов, с тем чтобы в деле документы из налоговой службы всегда присутствовали. О деталях вы поговорите с коллегами, представьте мне согласованные предложения», – сказал Путин.
Как выяснилось, Мишустин обладает хорошей способностью предугадывать решения главы государства. «Вместе со Следственным комитетом на сегодняшний день мы уже образовали рабочую группу после ваших поручений, для того чтобы отработать возможности корректировки законодательства, эффективно использовать информацию налоговой службы совокупно с материалами оперативно-разыскной деятельности», – отрапортовал он. У него было едва ли не единственное пожелание – чтобы взаимодействие ФНС с МВД и со Следственным комитетом было «прозрачно, четко оговорено по процедурам, которые необходимо исполнить по Налоговому кодексу, и процедурам Уголовного кодекса».
Путин всегда готов использовать свой авторитет для организации эффективного межведомственного взаимодействия. В данной ситуации его больше заботит, чтобы возвращение правоохранителей на ниву расследования налоговых преступлений не породило бы дополнительного давления на бизнес. «У бизнеса особая ответственность за экономику, за рабочие места, и мы должны создать для них соответствующие условия. Мы не должны сделать ничего, что ухудшило бы ситуацию, а наоборот, мы должны стремиться и дальше к улучшению, но все-таки общая картина, общие правила должны быть абсолютно справедливыми для всех членов нашего общества, для любого человека, вне зависимости от того, занимается он бизнесом или нет», – подчеркнул президент.
Напомним, именно Путин некоторое время назад предложил вернуть расследование преступлений в налоговой сфере в компетенцию правоохранительных органов. Свои слова он подкрепил фактами – в некоторых регионах уголовные дела по «налоговым» статьям последние годы перестали возбуждать. Однако законопроект, предполагающий возможность возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям правоохранителями без представления налоговых органов, вызвал недовольство предпринимательского сообщества. Руководители РСПП, «Опоры России», «Деловой России» и ТПП и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов обратились к главе государства с предложением провести дополнительные консультации о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
Таким образом, инициатива Мишустина – попытка найти компромиссный вариант. Представители бизнес-сообщества это понимают и отмечают определенный прогресс в непростом диалоге с властью. Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, комментируя итоги встречи главы ФНС с президентом, заметил, что сотрудничество налоговых инспекций и правоохранительных органов уже некий позитивный сигнал для бизнеса. Это какая-то гарантия защиты от фиктивных уголовных дел по «налоговым» статьям, в частности, при попытках рейдерских атак на предприятия. При прежних схемах, по словам Остаркова, это практиковалось едва ли не в 80% уголовных дел. В то же время эксперт опасается, что запросы правоохранителей в инспекции ФНС будут носить формальный характер. Это станет реальностью, когда следователи уже будут располагать первичной информацией о возможных фактах уклонения от уплаты налогов, полученных, например, от конкурентов или от взятого в оперативную разработку бухгалтера компании. Не обязательно, что факты найдут подтверждение в ходе следствия, но бизнес уже подвергнется прессингу и несколько месяцев не сможет нормально работать.
Старший партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Закалюжный считает, что новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, по сути, не может считаться компромиссом. «При проведении проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела закон и так предписывает правоприменителю истребовать документы и предметы, изымать их, исследовать и т.д. Дополнительной конкретизации этих полномочий в заявленном ключе не требуется. Мы возвращаемся к прежнему бесконтрольному, репрессивному порядку, который, несомненно, окажет негативное воздействие на экономику, на ее инвестиционную привлекательность и откроет широкое поле для коррупции в этой сфере», – убежден Закалюжный.