Исков о защите прав потребителей в России пока немного. Фото РИА Новости
Большинство россиян пока не готовы защищать свои потребительские права в судах. И это несмотря на дружественное, как говорят юристы, законодательство в этой сфере. Кто-то просто не знает юридических нюансов, кто-то не хочет терять время на выяснение отношений с продавцом или поставщиком услуг в судебных инстанциях. И напрасно – статистика решений, выносимых отечественной Фемидой, свидетельствует о хороших перспективах для рядового гражданина отстоять свои законные интересы и наказать рублем магазин, поставщика или недобросовестную компанию.Вчера председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин рассказал о проблемах качества отечественных товаров и услуг. Речь шла о широком круге проблем – начиная с безопасности пассажирских авиаперевозок, кончая недоливом и некачественным бензином на АЗС и навязыванием ненужных дорогостоящих услуг в стоматологических поликлиниках. Оценки прозвучали тревожные. Защитник потребителей, в частности, напомнил, что в 2012 году в России случилось 26 авиатранспортных происшествий, в том числе 4 катастрофы. В этом году – 27 происшествий и 2 катастрофы. Удивляться не приходится, учитывая, что сегодня средний возраст авиалайнеров на магистральных линиях 17 лет, а на региональных – около 30 лет.
Но как граждане могут бороться с этой проблемой – непонятно даже юристам. Сомнительно, чтобы авиапассажир, узнав до или после полета, на каком воздушном «дедушке» его доставили, подаст в суд на компанию-перевозчика. Хотя в данной ситуации риски очевидны и вроде бы правомерно ставить вопрос о взыскании компенсации за моральный вред. Прецедентов таких история еще не знает. Россияне, в отличие от европейцев и американцев, крайне неохотно обращаются к Фемиде, отстаивая свои попранные права потребителей. Чаще всего люди элементарно не информированы, что есть соответствующий закон, который, как показывает судебная практика, работает эффективно.
Видимо, срабатывают и стереотипы. Общественное мнение пока с сомнением и даже с осуждением смотрит на энтузиастов, готовых искать правду в суде всякий раз, когда продавец или поставщик услуг делает что-то неправильно, в ущерб покупателю или клиенту. Почему-то это считается сутяжничеством, хотя очевидно, что они отстаивают не только свои частные интересы, но и права всех потребителей. Активность беспокойных граждан в большей или меньшей степени работает на все общество, держит бизнес в тонусе, дисциплинирует, заставляет работать лучше. Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин считает, что уже сейчас есть сектора, где в досудебном порядке удается урегулировать 30–40% претензий. «Грамотно составленная претензия – гарантия решения вопроса», – утверждает Егармин. По его мнению, конструктивно рассматривают такого рода вопросы салоны сотовой связи. Сдать мобильный телефон, если в нем обнаружился дефект, и вернуть свои деньги здесь вполне возможно. Сложнее складываются отношения покупателей с автодилерами. Последние по доброй воле удовлетворяют лишь 5–7% претензий клиентов.
Обращаться в суд с иском о защите прав потребителей подчас невозможно, поскольку значительная часть предприятий находится в теневом секторе. И это не только стихийные или полустихийные рынки, на которых велик риск купить некачественный товар. Согласно исследованиям защитников потребителей, в РФ сегодня около 32 тыс. медицинских учреждений оказывают стоматологические услуги. Многие эти клиники и кабинеты работают фактически полулегально. В этом случае пациенту бывает весьма проблематично что-либо доказать и предъявить претензии, например, за завышенные цены.
Защитники потребителей пообещали систематизировать судебную практику, изучить мнения отраслевых союзов и ассоциаций, саморегулируемых организаций и надзорных органов. По результатам планируется подготовить законопроекты, которые должны обеспечить повышение качества товаров и услуг, реализуемых на территории России.
Старший юрист группы «Яковлев и Партнеры» Александр Куликов с удовлетворением отмечает, что в суды с исками о защите прав потребителя из года в год обращаются все больше и больше граждан. Недостаток времени и юридических знаний у отдельных граждан, как правило, компенсируется квалификацией юристов в различных обществах защиты прав потребителей, утверждает эксперт. «Российское законодательство – достаточно дружественное для потребителей. Пленум Верховного суда РФ в прошлом году издал большое постановление (от 28.06.12, № 17) о защите прав потребителей. В частности, было разъяснено, что законодательством о защите прав потребителей могут регулироваться предварительные договоры, которые при строительстве жилых домов часто используются фирмами-застройщиками для прикрытия отношений долевого участия в строительстве, связанных для застройщика со слишком большой ответственностью», – подчеркнул Куликов. Юрист считает, что судебная защита прав потребителей вряд ли относится к самым проблемным сферам правоприменения. Пассивность значительной части россиян, в понимании Куликова, некая данность. Проблема незащищенности – в самих пострадавших, которые не хотят тратить время и разбираться в хитросплетениях законодательства.