Японским компаниям приходится привыкать к российским условиям ведения бизнеса. Фото Reuters
«Холодно, страшно, темно» – так описывают некоторые японские предприниматели условия работы в России. Вчера в Москве японские бизнесмены рассказали о чудесах российской бюрократии, коррупции, неразвитости инфраструктуры и дефиците квалифицированных кадров. Именно эти факторы оказались более важными барьерами, чем национальные и культурные различия. Между тем президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ надеются на «качественное наращивание делового партнерства» двух государств. И действительно, несмотря на все препятствия, внешнеторговый оборот между странами растет, появляются крупные совместные проекты.Согласно последним данным Федеральной таможенной службы, Япония входит в десятку основных торговых партнеров РФ. По итогам января–сентября 2013 года внешнеторговый оборот России с Японией составил почти 24 млрд долл. На российский экспорт в Японию приходилось 13,5 млрд долл., на японский импорт в РФ – более 10 млрд долл. Внешнеторговый оборот между странами растет. В январе–сентябре 2013-го рост составил почти 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Более чем на 5% оборот рос и в 2012-м по отношению к 2011 году. Кроме того, Япония входит в десятку стран – основных иностранных инвесторов российской экономики. По данным Росстата, по итогам первого полугодия 2013 года объем накопленных японских инвестиций в экономику РФ составил 10,5 млрд долл.
Несмотря на такую позитивную статистику, взаимоотношения двух стран, по мнению бизнес-сообщества, находятся пока скорее на начальном этапе. На пути взаимовыгодного сотрудничества возникает немало препятствий. Это могут быть геополитические разногласия, разные подходы к ведению бизнеса, национальные и культурные различия.
Вчера в Москве прошел ежегодный симпозиум, посвященный диалогу Японии и России, на котором бизнесмены, дипломаты и исследователи обсуждали препятствия для взаимодействия стран. Симпозиум проводился при поддержке российского посольства в Японии и Японского фонда в РФ.
«Экономические отношения России и Японии сейчас находятся на стартовом уровне, – отметил директор TAISHI Global Игорь Дьяченко. – Можно назвать 10–20 ведущих японских компаний, которые работают в России. И это все. А российские компании по-прежнему только задумываются о том, как вести бизнес с Японией и в целом с Азией». Заметим, что успешные примеры проникновения российского бизнеса на японский рынок на симпозиуме практически не прозвучали. Участники сослались лишь на опыт «Лаборатории Касперского». К этому можно добавить энергетическое сотрудничество. Так, ранее стало известно, что совет директоров «Газпрома» решил открыть свое представительство в Японии для реализации сжиженного природного газа через проект «Владивосток СПГ». Еще необычный пример – информагентства вчера сообщили о научно-практической конференции в Южно-Сахалинске, посвященной созданию прямого железнодорожного сообщения Япония–Россия–Евросоюз.
Глава представительства Nomura Research Institute Ивао Охаси рассказал, что в Японии сложился свой стереотипный образ России: «Холодно, страшно, темно». Такими словами характеризуется как природный климат, так и бизнес-климат России. Конечно, стереотипы часто не соответствуют действительности, однако они живы среди политиков и бизнесменов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения, замечает Охаси. По его мнению, преодолеть предрассудки поможет информационный обмен между странами.
Японские бизнесмены, ссылаясь на свой опыт сотрудничества с Россией, аккуратно перечислили те же самые российские беды, на которые указывают и другие иностранные инвесторы, – бюрократические и административные препоны, бумажная волокита, коррупция, экономическая и политическая неопределенность, переменчивость настроений бизнес-элиты и чиновников. Практически любым иностранным инвесторам сложно адаптироваться к юридической, налоговой, бухгалтерской системам в России.
Но и в самой Японии среда, по словам предпринимателей, не идеальна. «Японские бизнесмены могут долго принимать решение о вхождении в тот или иной проект. Они могут сослаться на то, что им нужна консультация со штаб-квартирой в Токио. На это уходит много времени, – рассказал директор Suntory/Russia Сигэру Мукояма. – Но после принятия решения процесс запускается уже очень быстро». Российским предпринимателям посоветовали запасаться терпением, которого им порой не хватает.
Однако, как заметил дипломат, профессор Акио Кавато, «когда вы занимаетесь бизнесом и делаете прибыль, имидж страны уже не так важен». По его словам, можно привести множество примеров успешного японского бизнеса в России в доказательство того, что прямые иностранные инвестиции в экономику РФ поступают, несмотря на все проблемы. Самый показательный пример – внедрение на российский рынок с дальнейшей локализацией производства японских автопроизводителей, создание совместных предприятий.
Не только культурные различия сказываются на бизнес-стратегиях, замечает Кавато. Куда сильнее могут осложнить работу в России неразвитость инфраструктуры, недостаточные мощности российских портов на Дальнем Востоке, таможенные барьеры. «Японские компании, которые открывают свои предприятия в России, испытывают дефицит качественных менеджеров», – добавляет Кавато. Болезненной становится проблема образования, подготовки квалифицированных кадров для работы на совместных предприятиях.