Срок доставки посылки в России предсказать пока невозможно. Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
ФГУП «Почта России» находится в крайне сложном положении, подвергаясь колоссальной критике, заявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по развитию почтового ведомства. Вопрос в том, как решить накопившиеся проблемы. Повысить зарплаты почтовым работникам – только полдела. Проблема в том, как заставить почту работать по мировым стандартам.«Деятельность почты подвергается колоссальной критике, очень много нареканий и жалоб. Люди ждут свои посылки, письма и отправления в течение нескольких месяцев, – заявил премьер на совещании, посвященном основным положениям стратегии развития «Почты России». – А иногда это выглядит совершенно ужасно, когда все это выбрасывается на свалку и не доходит до получателя».
В общем, как сказал Медведев, «ситуаций неприятных много». Вместе с тем он отметил: «Мы исходим из того, что именно национальный почтовый оператор должен способствовать сохранению политического и экономического единства страны, ее целостности». Премьер также указал на низкий уровень мотивации сотрудников. «Заработная плата на почте отстает сегодня почти наполовину от среднего значения по стране, – посетовал он. – Понятно, что очень трудно удержать квалифицированных людей. Многие из тех, кто работают, работают по привычке… Эту проблему нужно решать».
Со своей стороны, Минкомсвязь еще на прошлой неделе внесла в правительство проект стратегии развития «Почты России». Ключевыми ее элементами являются развитие и повышение качества логистики, оказание госуслуг в электронном виде, развитие банковских услуг – но не путем создания почтового банка, как планировалось ранее, а путем получения «Почтой» собственной лицензии или создания дочерней структуры. В отличие от предыдущего варианта стратегии, предусматривавшего софинансирование из федерального бюджета в размере 100 млрд руб., нынешний проект расходов государства не предполагает, объяснил агентству «Прайм» замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев. «Для финансирования стратегии планируется использовать кредиты, облигации, средства от продажи ряда активов, а также возможно привлечение инвестиций от партнеров», – сообщил глава предприятия Дмитрий Страшнов.
Между тем российские жители, успевшие познать прелести заграничной жизни, делают ссылки на Wikipedia, согласно которой в США ежедневно (!) 546 тыс. почтальонов доставляют 528 млн писем и посылок. Для сравнения – «Почта России» обрабатывает около 1,7 млрд единиц корреспонденции в год. Другой пример: сервис почтовой службы и отслеживание почты Швеции опекается государственной компанией. Помимо услуг почтовых отправлений служебные офисы почты Швеции гарантируют гражданам разнообразные финансовые услуги.
Перечислять примеры эффективной организации почтовых служб в разных странах можно долго. Но почему наши чиновники так и не озаботились тем, чтобы перенести в Россию работоспособные бизнес-модели?
«Добиваться поставленных целей почтовикам посоветовали по примеру зарубежных национальных почтовых служб: итальянской Gruppo Poste Italiane, французской La Poste, немецкой Deutsche Post, – перечисляет первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. – Большой вопрос, достигнет ли столь амбициозных запланированных результатов «Почта России», если половина прибыли будет привлекаться за счет ее банковской деятельности... Российская банковская индустрия сейчас перенасыщена, а условия надвигающегося финансового кризиса вряд ли позволят развернуть деятельность финансового сектора «Почты», а уж про его прибыльность и говорить не стоит». К тому же, по словам Касьяновой, уже в текущем году отмечено повышение зарплат сотрудников на 15–20%, а в следующем году объем средств на повышение оплаты труда почтовиков составит около 15 млрд руб.
Как считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, основная проблема почты – в устаревшей модели функционирования, что отражается на всех этапах: скорости доставки корреспонденции и грузов, качестве работы персонала, времени обработки обращений. «Возможно, это происходит потому, что никто за подобные срывы не отвечает. Если бы Минкомсвязь штрафовала топ-менеджмент почты, то результаты были бы иными, – полагает эксперт. – Это такое государство в государстве – здесь все тихо и неспешно. Сегодня «Почта» предлагает и некоторые банковские услуги, но ими никто почти не пользуется, потому что финансовые операции должны быть быстрыми, а синоним российской почты – «долго».
Правда, нашлись и те, кто готов объяснить развал почтовой службы объективными причинами. «Россия – огромная страна с очень сложной логистикой, и развитие ее инфраструктуры на данный момент не имеет смысла даже сравнивать с европейскими странами, – считает председатель объединения предпринимателей «Клуб лидеров» Артем Аветисян.