Гендиректор АСИ Андрей Никитин может рассчитывать на поддержку президента. Фото РИА Новости
Вчера президент Владимир Путин провел заседание наблюдательного совета АСИ. Обсуждалась «дорожная карта» «Совершенствование налогового администрирования». Запланированные в АСИ мероприятия позволят в значительной мере упростить целый ряд налоговых процедур, сократив сроки их прохождения, снизив издержки. В прошлое уйдут, например, бланки командировочных удостоверений. Вроде бы мелочь, но без этого архаизма советских времен деловая или служебная поездка сегодня считается недействительной, несмотря на наличие билетов, квитанций об оплате гостиниц и прочих отчетных документов.
Напомним, что АСИ как автономная некоммерческая организация была создана в 2011 году по инициативе Путина, который и возглавил ее наблюдательный совет. Гендиректором назначен Андрей Никитин. Агентство ориентировано на поддержку общественно значимых проектов и инициатив среднего бизнеса и начинающих предпринимателей. Так называемая Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) по улучшению инвестклимата в России – один из приоритетов организации. В ее рамках идет работа над 12 «дорожными картами». Путин, выступая на заседании, предложил создать механизм оценки реализации Национальной предпринимательской инициативы и регионального стандарта. Причем конкретные шаги по улучшению инвестклимата в стране, уверен он, будут сделаны уже в следующем году.
От решений АСИ по «дорожной карте» по налоговому администрированию предпринимательское сообщество ждет перемен к лучшему. По словам вице-президента «Деловой России» Николая Остаркова, отечественную систему налогового администрирования можно улучшить в короткие сроки, упростив отчетность. Например, отказавшись от ненужных документов и перейдя с бумажных на электронные носители. В утвержденной «дорожной карте» предполагается введение запрета госорганам на повторный запрос документов. Прописаны также конкретные шаги по сближению налоговой и бухгалтерской отчетности, что, как ожидается, должно значительно упростить документооборот и облегчить жизнь сотрудникам бухгалтерий предприятий и организаций. Другая новация АСИ призвана облегчить жизнь командировочным. «Нигде в мире нет командировочных удостоверений. И мы от них откажемся. Это – абсолютно ненужная вещь», – обещает Остарков.
Впрочем, не все положительно оценивают результаты двухлетней деятельности АСИ. Есть и критические оценки работы этой организации. В частности, невысокого мнения эксперты о проектах, отобранных в секторе информационных технологий. «Все это слабо и стыдно», – утверждает один из предпринимателей, участвующий в работе агентства. Как бы то ни было, вклад АСИ в улучшение инвестклимата в России можно будет оценить через пару лет – в 2015 году в работе над 12 «дорожными картами» должна быть поставлена точка.
Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРЫ России» (организации, представляющей интересы малого бизнеса), считает, что приоритеты АСИ выбраны правильно. Владельцы небольших предприятий, а их в России около 1,4 млн, пожалуй, как никто другой заинтересованы в совершенствовании налогового администрирования и максимальном упрощении бухгалтерской отчетности. По словам Корочкина, в стране сейчас насчитывается более 3 млн бухгалтеров, получающих довольно высокие зарплаты. «Они не производят добавочный продукт, а фактически оказывают навязанную государством услугу», – подчеркнул эксперт. Издержки, которые несут предприятия на содержание многомиллионной армии бухгалтеров, в понимании Корочкина, можно приравнять к еще одному налогу. Расходы носят обязательный характер, и без грамотного главбуха при сложившейся системе не обойтись.