Глава «Роснефти» Игорь Сечин обдумывает необходимость приватизации компании. Фото с официального сайта правительства РФ
Судя по всему, в ближайшие годы никаких денег бюджет от едва начавшейся приватизации «Роснефти» не получит. Как заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, дальнейшую приватизацию госкомпании «лучше отложить до 2016 года». Между тем Минфин уже предупреждал о высоких рисках недополучения запланированных доходов от приватизации.«Мы должны будем с партнерами обсудить, какой лучший способ приватизации и в какое время проводить, – заявил Шувалов по итогам заседания российско-британской межправительственной комиссии. – Если раньше мы думали, что это может быть 2015 год, то сейчас эксперты говорят, что, может быть, лучше отложить до 2016 года».
«Переговоры будем проводить с существующими акционерами, в том числе с ВР. Как структурировать эту сделку, какие очертания она приобретет – это предмет обсуждения, к которому будут привлечены эксперты, инвестиционные банки, – отметил чиновник. – Мы будем привлекать для экспертизы и существующих акционеров. Если в ходе такой сделки появится интерес у существующих акционеров, включая ВР, мы будем рады, их участию в дальнейших сделках по продаже государственного пакета».
Напомним, что государственный концерн «Роснефтегаз» в марте продал 5,66% акций «Роснефти». Это было частью сделки по покупке крупнейшей российской нефтяной компанией активов ТНК-ВР. Британская ВР приобрела этот пакет за 4,87 млрд долл., направив на сделку часть средств, полученных от «Роснефти» за акции ТНК-ВР, и став вторым по значимости акционером «Роснефти» с пакетом в 19,75%.
Шувалов добавил, что партнерство, построенное между «Роснефтью» и ВР, является уникальным – в частности, у компаний имеются совместные планы по развитию отдельных месторождений, включая шельфовые. «Мы считаем, что это партнерство носит очень интересный характер, что оно взаимовыгодное», – сказал Шувалов. В свою очередь, госсекретарь Великобритании по делам бизнеса Винс Кейбл также приветствовал от имени британских властей сотрудничество «Роснефти» и ВР. Он отметил, что от «Роснефти» получено предложение о более активном участии британских компаний в совместной разработке месторождений.
Минфин РФ заложил в проект бюджета на 2014 год доходы от приватизации в 196,8 миллиарда рублей, на 2015 год 158,5 миллиарда рублей, на 2016 год 99,9 миллиарда рублей. Это существенно отличается от зафиксированных в действующем бюджете показателей: в 2014 году планировалось получить 330,8 миллиарда рублей, в 2015 году – 595,1 миллиарда рублей. А месяц назад первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко заявила о высоких рисках недополучения даже сниженных доходов от приватизации.
Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, последние заявления высших чиновников о приватизации больше похожи на пустые лозунги. «Все происходящее вполне укладывается в стратегическую линию – ничего в частные руки, – говорит он. – «Роснефть» все равно остается под контролем государства. И теперь задача – раздуть ее именно как госмонополию за счет разного рода поглощений». Так что сроки приватизации ничего в принципе не изменят, полагает Крутихин. Что же касается влияния ВР, то, как считает эксперт, особого внимания на их действия обращать не стоит, а ссылки на них являются чисто формальными.
Руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров отмечает, что приватизация государственных активов в настоящий момент не имеет смысла и, более того, не решает проблему возможного бюджетного дефицита. «Я не думаю, что у главы «Роснефти» Игоря Сечина есть цель продать еще часть компании, – отмечает эксперт. – К тому же инвесторы – те же акционеры ВР – готовы ждать и дождаться более высокой цены. Абсолютно справедливое и рыночное решение». На самом деле, как считает Александров, ситуацию следует рассматривать с другого ракурса. «Решение проблемы бюджетного дефицита лежит в плоскости законодательного регулирования и налогового окружения для бизнеса. А с этим в России сегодня очень печально».