Фото Reuters
Российские власти всерьез занялись решением проблемы улучшения делового климата в стране. Пока, правда, формально. Результатом их усилий стал последний успех – в рейтинге Всемирного банка (ВБ) Doing Business 2014 наша страна настолько преуспела в устранении бюрократических процедур, что сразу поднялась на двадцать позиций. Годом ранее достижения были скромнее – вперед удалось продвинуться всего на восемь позиций. Некоторые чиновники, похоже, впали в эйфорию и призывают развивать успех в среднесрочной перспективе. На этом фоне за кадром остается мнение инвесторов, согласно которому положение дел принципиально не меняется, а в ряде случаев условия ведения бизнеса в РФ становятся даже хуже.
В рейтинге Всемирного банка (ВБ) Doing Business 2014, Россия за год сделала настоящий прорыв, поднявшись со 112 до 92 строчки. При этом наша страна впервые опередила Китай, с его 96-е место. Индия и Бразилия заняли 134-е и 116-е места соответственно. Недосягаемым остался только один партнер по БРИКС – ЮАР, занявший 41-е место. Движение вверх по рейтинговой лестнице России стало возможным благодаря тому, что за год, по мнению аналитиков ВБ, в стране для бизнеса существенно упростились и ускорились процедуры получения разрешение на строительство, подключения к электросетям и регистрации собственности.
Помощник президента Андрей Белоусов, в недавнем прошлом глава Минэкономразвития (МЭР), записал успех в свой актив и пожелал преемнику Алексею Улюкаеву в следующем рейтинге ВБ обеспечить движение на 25 позиций вперед. Целевые показатели и сроки определены президентом Владимиром Путиным, который в одном из прошлогодних майских указов потребовал поднять Россию со 120-й строчки рейтинга Doing Business до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году. Получается, что за два года деловой климат надо улучшить настолько, чтобы Россия переместилась на 42 строчки вверх.
Однако не только независимые эксперты, но и чиновники, отвечающие за улучшение показателей, похоже, не питают иллюзий на этот насчет. Тот же Белоусов признал, что концу 2014 года Россия в целом исчерпает нормотворческие возможности улучшения инвестклимата. Значит, предстоит заняться совершенствованием правоприменительной практики. Создание такого механизма, сейчас только обсуждается правительством с РСПП, ТПП, «Деловой Россией» и «Опорой России» с подачи экономического блока Администрации президента. Даже если исходить из того, что решения удастся принять оперативно и учесть при этом все пожелания бизнес-сообщества, реализация их может затянуться на долгие годы.
Российские власти создали из рейтинга Doing Business своеобразный культ, искренне веря, что чем ближе к началу списка будет место страны, тем привлекательнее она станет для инвесторов. На самом деле опыт показывает, что эта простая схема не всегда работает. Так, за последние 10 лет объем иностранных портфельных инвестиций в РФ составил 27 млрд. долл., а в Бразилию примерно в восемь раз больше. Например, в 2012 году в экономику России поступило в общей сложности 154,6 млрд. долл. иностранных инвестиций – на 18,9% меньше, чем годом ранее. Из них на портфельные инвестиции пришлось немногим более 1,8 млрд. долл. Для Китая, уступившего России в рейтинге ВБ, это достаточно символическая величина, учитывая, что в прошлом году приток прямых иностранных инвестиций в страну составил 111,7 млрд. долл. Правда, впервые за три года зафиксировано снижение этого показателя – на 3,7%. Однако причина, по мнению экспертов, вовсе не в усложнении бюрократических процедур в КНР, а в растущей стоимости рабочей силы.
Китайское руководство давно разочаровалось в исследованиях ВБ, называя рейтинг Doing Business дискриминирующим интересы развивающихся стран. Критика не осталась без внимания и со следующего года ВБ намерен изменить методологию расчета и расширить количество критериев, на основе которых составляется Doing Business. Если правила игры изменятся, то выиграет ли Россия? Тем более, если западные аналитики начнут учитывать объективные оценки предпринимательского сообщества. Реалии таковы, что бизнес, работающий в России, с трудом приспосабливается к нововведениям властей. Перманентно происходят изменения в налоговом законодательстве, провоцируя рост издержек.
В частности, с 2014 году по-новому начнут собирать налог на коммерческую недвижимость. За основу возьмут кадастровую стоимость, максимально приближенную к рыночной, с которой насчитают налог по ставке 0,5%. Напомним, сейчас организации, находящиеся на классической системе налогообложения платят налог на имущество в размере 2,2% от остаточной балансовой стоимости имущества. В результате издержки существенно вырастут прежде всего у собственников предприятий в Москве, Петербурге и других городах с высокой стоимостью квадратного метра. В частности, по данным налоговых органов, средняя рыночная цена 1 кв. м нежилых помещений в столице в настоящее время составляет без малого 100 тыс. руб., на окраине – дешевле, в центре – значительно дороже.
Отношение к рейтингам в мире достаточно скептическое. Независимая рабочая группа, которая летом этого года анализировала точность исследования Doing Business, рекомендовала ВБ отказаться от публикации сводного показателя, отражающего деловой климат в разных странах мира, объясняя этот тем, что ни под один способ исследования не подвести научное обоснование.
Со своей стороны главный экономист «Сбербанк CIB» Евгений Гавриленков напомнил «НГ» о ставшем фактом торможение темпов роста российского ВВП. Происходящее эксперт объясняет ошибками, допущенными в макроэкономической политике. А это свидетельствует, в том числе о низкой эффективности мер, предпринимаемых властями по улучшению инвестиционного климата. Что касается бизнес-среды, то она, по мнению Гавриленкова, остается неизменной все последние годы. Радикальных перемен не произошло ни в сторону улучшения, ни в сторону ухудшения.
Методику составления рейтинга Doing Business критикует и профессор Российского государственного социального университета Никита Кричевский. Он также уверен, что об улучшении инвестклимата в РФ говорить не приходится. Ну а рывок в рейтинге Кричевский объясняет грамотным пиаром, утверждая, что качество ведения бизнеса западными экспертами определяется показателями, которые имеют лишь косвенное влияние на экономику. И эти показатели не могут быть универсальными для всех, убежден ученый.
«Именно в этом системная ошибка тех, кто вставил пункт о рейтинге в майские указы. Нельзя стричь всех под одну гребенку. Да, Россия поднялась на 20 позиций, и я не исключаю, что ей можно дать даже больше. Но это исключительно по формальным признакам. За последнее время были приняты очень многие законы, нормативно-правовые акты, которые на бумаге существенно упрощают жизнь. Но бизнесу легче жить не становится, потому что он зависит не от качества нормативных актов, а от качества институтов, с которыми у нас большие проблемы. Я говорю о правоохранительных органах, судебной власти, проверяющих инстанциях, то есть, о тех, кто волею судеб определяет качество ведения бизнеса в России», – подчеркнул Кричевский. К роли личности в истории рейтинга отношение у него тоже неоднозначное. Макроэкономика, состояние бюджета и госинвестиции в действительности не зависят ни от Улюкаева, ни от Белоусова. Ситуация определяется совсем в другой плоскости – будет стоить нефть 200 долл. за баррель, вот тогда и будет у России высокий рейтинг, резюмировал Кричевский.