Владимир Путин назвал новые проекты для инвестирования средств ФНБ.
Фото с официального сайта президента РФ
Для участия в совещании у Владимира Путина были приглашены премьер Дмитрий Медведев, первый вице-премьер Игорь Шувалов, министры экономического блока, глава Минтранса Максим Соколов, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев, руководитель госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и глава РЖД Владимир Якунин. Позитивным фоном для этого мероприятия стало решение правительства выделить по 150 млрд руб. из ФНБ на два проекта – строительство ЦКАД в Подмосковье и модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Это лишь часть денег ФНБ, которые предполагается превратить в госинвестиции. Напомним, на 1 ноября текущего года объем средств фонда составил 2,845 трлн руб., и в соответствии с существующим положением в различные проекты вложить можно до 40% этих денег. На счетах Внешэкономбанка размещено 670 млрд руб. из ФНБ, которые требуется потратить не только с умом, но и с выгодой. Путин вчера предложил, куда именно следует инвестировать. «Мы уже договорились инвестировать часть фонда в крупные транспортные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа, строительство Центральной кольцевой автодороги. Сегодня мы поговорим об этом, о других возможных вариантах использования средств ФНБ. Прежде всего я имею в виду развитие Московского авиационного узла, укрепление потенциала Сибири и Дальнего Востока», – сказал глава государства.
Он раскритиковал тех, кто считает возможным полностью израсходовать деньги Резервного фонда и ФНБ. «Эти фонды являются своего рода подушкой безопасности для российской экономики, социальной сферы и финансовой системы», – подчеркнул президент. Однако нужны и другие инструменты, способные обеспечить сохранность и доходность финансовых средств, подчеркнул Путин. И призвал умножать резервы.
Государство надеется заработать на мегапроектах. Строительство ЦКАД доверено госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), а программа развития БАМа и Транссиба – РЖД. Компании получат деньги ФНБ на возвратной основе. По проекту ЦКАД минимальная доходность бумаг должна быть обеспечена на уровне «инфляция + 1%» к 2022 году, по БАМу и Транссибу – 2–3% годовых начиная с шестого года реализации проектов. Контроль за целевым расходованием госинвестиций делегирован Минфину. При этом в проектах будут задействованы не только средства ФНБ. Например, в строительство ЦКАД правительство намерено вложить до 74 млрд бюджетных рублей и рассчитывает привлечь 76 млрд руб. частных инвестиций. Цена вопроса для РЖД на период до 2017 года превышает 560 млрд руб. По мнению экспертов, этот проект окупится в течение 20 лет, суверенный рейтинг РЖД обеспечивает минимальные риски для инвестиций, а возвратность средств достигается за счет поступлений в бюджетную систему, гарантированной дивидендной доходности.
Путин выразил уверенность, что с частными инвестициями проблем не будет. По его словам, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) подготовил солидный портфель инфраструктурных проектов, к которым проявляют интерес крупные частные структуры, в том числе иностранные. Они готовы к сотрудничеству в сфере энергоэффективных и информационных технологий, строительства морских портов и автодорог, трубопроводов. Кроме того, РФПИ привлек в совместные инвестфонды около 9 млрд долл. иностранного капитала. «В целом это очень хороший показатель эффективности работы. Полагаю, эти средства могут стать приличным подспорьем для инвестиций Фонда национального благосостояния», – с удовлетворением заявил президент.
Независимые эксперты более осторожны в оценках. «Длинные инвестиции – это всегда риск и дело неблагодарное. Хотя в данном случае государство совершенно право – необходимо вкладывать средства именно в инфраструктурные проекты, так что эти вложения надежны, и выгоду от них получат именно будущие поколения. Вопросы все же возникают к самим проектам. Кто считал экономику? Каков горизонт инвестиций и норма доходности? От ответов на эти вопросы зависит, пойдет ли в эти проекты бизнес», – говорит директор московского филиала КБ Энерготрансбанк Павел Сакадынский. По его мнению, существует и другая опасность. В коридорах власти уже звучат предложения выделить из ФНБ 200–600 млрд руб. на прямую поддержку конкретных предприятий, субсидирование ставок по кредитам на техническую модернизацию промпроизводства и т.п. «Это путь в никуда, точнее – в офшоры», – уверен Сакадынский.