О пенсии россияне задумываются обычно ближе к старости. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Общественный шум вокруг судьбы накопительного компонента пенсии и предстоящего в 2014 году изъятия пенсионных накоплений в пользу распределительной системы кажется теперь несколько странным. Не исключено, что вовсе не сами граждане его поднимают, а лоббисты негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Ведь выясняется, что лишь очень небольшая часть граждан, во-первых, осведомлена о реформе пенсионной накопительной системы, а во-вторых, готова направлять дополнительные средства в счет будущей пенсии. По крайней мере именно такие выводы были обнародованы вчера социологами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
ВЦИОМ провел опрос среди 1600 человек в 130 населенных пунктах России с целью выяснить отношение населения к накоплениям на старость.
Почти половина опрошенных – 47% – не знает, какая сумма лежит у них на счету в рамках накопительной части пенсии, а знают лишь менее четверти респондентов – 24%. О том, что у них вообще нет такого счета, сообщили 27% опрошенных. В эту категорию попадают, видимо, те граждане, у которых действительно нет накопительного счета, например, военные и те, которые плохо осведомлены о том, что пенсия в России состоит из нескольких частей, одна из которых – накопительная.
Далеко не каждый россиянин готов сегодня добровольно отказываться от части своего дохода, чтобы в будущем, возможно, получить прибавку к своей пенсии. Лишь 22% респондентов готовы регулярно отчислять средства в счет будущей пенсии. В среднем такие граждане готовы направлять в накопительную систему около 1,9 тыс. руб. ежемесячно. В то же время большинство опрошенных – 62% – настроены скептически и не хотят ничего отчислять в счет будущей пенсии. Оставшиеся 17% респондентов не смогли дать четкого ответа на вопрос о том, готовы ли они регулярно направлять в накопительную систему часть доходов.
Социологи попытались выяснить причину скепсиса большинства опрошенных. Чаще всего граждане говорили, что у них нет финансовых возможностей отчислять в накопительную часть средства (24%) и нет запаса по времени для того, чтобы успеть накопить существенную сумму к старости, – тоже 24%. Еще 22% скептиков не доверяют пенсионной системе, не верят, что деньги «не сгорят» и правила в который раз не поменяются. Также 13% уверены, что они пока слишком молоды, чтобы сегодня что-то откладывать на старость. Не доверяют пенсионным фондам и предпочитают вместо них открывать депозиты в банках 10% респондентов-скептиков. Боятся, что они не доживут до пенсии, – 9%. И еще 5% говорят, что у них недостаточно информации о том, как начать отчислять деньги в счет будущей пенсии.
В обществе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, многие россияне плохо осведомлены о накопительной пенсионной системе, и далеко не каждый готов сегодня отказываться от части зарплаты, чтобы добровольно направить дополнительные средства в счет будущей пенсии. Но, с другой стороны, судя по сообщениям СМИ, когда власти меняют тариф формирования накопительной части пенсии, когда они принимают решение заморозить деятельность НПФов и изъять в следующем году пенсионные накопления в пользу распределительной системы, это тут же вызывает широкий общественный резонанс, граждане недовольны. Получается, либо население в принципе не доверяет властям и любую их инициативу считает в каком-то смысле антинародной, либо шум вокруг реформы накопительной системы поднимают вовсе не сами граждане, а заинтересованные игроки пенсионного рынка, лоббисты негосударственных пенсионных фондов.
Опрошенные «НГ» эксперты объясняют такие противоречивые настроения граждан отсутствием финансовой грамотности и печальным опытом реформ 90-х. «Люди не понимают, каким образом устроен финансовый рынок, какие инструменты надежны, а какие нет. Кроме того, после развала СССР, когда накопления очень большой части граждан фактически обесценились, и после 1998 года у людей – особенно старшего поколения – сложилось негативное отношение к механизму формирования сбережений в банках и фондах», – замечает директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. «На сегодняшний день большинство россиян просто не понимают, куда и как инвестируются их пенсионные деньги, – соглашается руководитель департамента бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Алексей Баскаков. – Новый вариант пенсионной реформы настолько сложен, что зачастую и специалистам в нем не все понятно». Безусловно, негативный информационный фон создает и последнее решение по отбору у НПФов накопительной части пенсии в 2014 году. «Отсутствие четко прописанного механизма возмещения тех средств, которые будут изъяты, усиливает недоверие граждан к пенсионной системе в целом», – замечает Баскаков.
«Людям сказали, что где-то что-то у них государство отбирает, и граждане пытаются исходя из собственных представлений обезопасить свое будущее, – продолжает инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. – Копить деньги при этом могут далеко не все граждане, многим не хватает на проживание в течение месяца. А те люди, которые могут откладывать средства, уже это делают, но тоже часто исходя из собственных представлений. То есть снова возникает вопрос финансовой грамотности».
В свою очередь, директор проектов фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова говорит о коротком горизонте планирования: «Большинству еще далеко до пенсии, поэтому они о ней не заботятся, не смотрят так далеко вперед. В психологии людей текущее потребление всегда приоритетнее сбережений. И особенно это касается тех граждан, у которых еще не удовлетворен так называемый базовый потребительский голод».
По словам Пресняковой, проводимая в стране пенсионная реформа одновременно и волнует, и не волнует россиян. «Волнует потому, что пенсия – это фундамент социального контракта с государством и любые подвижки в данной сфере чреваты снижением доверия к нему. Не волнует потому, что пенсия – далекая перспектива, – поясняет социолог. – Более того, многим совершенно непонятна суть реформы. Многие привыкли к тому, что государство постоянно меняет правила игры, а значит, к будущей пенсии конкретного человека все опять может поменяться. И зачем тогда беспокоиться сейчас?»