Максим Топилин – один из авторов нынешней пенсионной реформы. Фото с официального сайта правительства РФ
Министр труда РФ Максим Топилин обосновал вчера предстоящее изъятие пенсионных накоплений граждан. По его словам, в такой процедуре нет ничего незаконного, это не конфискация. По Конституции, гражданин РФ имеет право просто на пенсию, а не конкретно на ее накопительную или страховую части, уточнил министр. И выходит, государство может как угодно распоряжаться пенсионными накоплениями, направлять их куда захочет на какой угодно срок.
Вчера в Общественной палате (ОП) прошел круглый стол, на котором профильные ведомства, депутаты и представители пенсионного рынка обсудили с министром труда Максимом Топилиным первые итоги стартовавшей в стране пенсионной реформы.
Председатель комиссии ОП по экономическому развитию и предпринимательству Валерий Фадеев уточнил, что никто не хочет, чтобы проводимая сегодня пенсионная реформа обернулась такими социальными недовольствами, какие случились после монетизации льгот.
А поводов для недовольства действительно много. Как заметила председатель комиссии ОП по социальной политике Елена Тополева, население не понимает смысла проводимой реформы, считает непрозрачным механизм назначения абстрактных баллов, от которых напрямую будет зависеть размер пенсии. Также у граждан возникает вопрос, почему власти более жестко привязывают размер пенсий к стажу, но не включают в стаж тогда и годы обучения в вузе, аспирантуру и т.д.
Однако больше всего недовольства на данном этапе вызывает решение правительства направить в 2014 году пенсионные накопления граждан в распределительную систему, то есть фактически на выплаты сегодняшним пенсионерам. В правительстве такое решение объясняют необходимостью временно заморозить деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) – до тех пор пока они не пройдут процедуры проверки и акционирования. Однако у экспертного сообщества создается впечатление, что не это самоцель, ведь правительство, заморозив деятельность НПФ, получило в свое распоряжение дополнительный источник средств для покрытия бюджетных дыр.
Максим Топилин, в свою очередь, рассказал, что 18–19 ноября Госдума будет рассматривать в первом чтении пакет законопроектов по пенсионной реформе. И уже в этом году весь пакет может быть одобрен Госдумой. Поэтому у экспертного сообщества есть еще примерно полтора месяца для предложений и поправок. «Мы к этому открыты», – сказал министр.
Максим Топилин попытался вчера развеять традиционные для граждан и экспертов сомнения. Так, по его словам, внесенные в Госдуму законопроекты не прописывают увеличения пенсионного возраста и не запрещают работать и одновременно получать пенсию. Также министр подтвердил, что законопроекты действительно не предполагают включение в трудовой стаж период обучения в вузе или аспирантуре.
Необходимый для получения трудовой пенсии стаж повышается с текущих 5 до 15 лет. Однако это не единственное требование для входа в систему пенсионного страхования. Гражданин также должен иметь на своем счете как минимум 30 пенсионных баллов. Как пояснил министр, 30 баллов начисляются за 15 лет работы при зарплате на уровне 10 тыс. руб. в месяц. Если официальная зарплата у будущего пенсионера ниже этого порога, тогда соответственно повышается стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.
В законопроектах предлагается продлить на 2014 и 2015 годы период, во время которого гражданин может выбрать тариф формирования своей пенсии и решить, будет он направлять в накопительную систему 6% или 0% взносов. Для молодых людей, которые в это время только начали свою трудовую деятельность, право выбора продлевается на пять лет с момента выхода на работу.
Но, пожалуй, самый главный вывод министра – нельзя называть предстоящее изъятие пенсионных накоплений в пользу распределительной системы конфискацией. «Средства в негосударственные пенсионные фонды начнут поступать только тогда, когда фонды пройдут в Центробанке оценку надежности, попадут в соответствующий реестр, пройдут процедуру акционирования. Пока этого не произойдет, средства будут в силу закона направляться в распределительную часть. И это не конфискация», – пояснил Топилин.
По его словам, в Конституции прописано право граждан на пенсионное обеспечение, но не конкретно накопительную или страховую часть пенсии. «Поэтому никакого ущемления прав не происходит», – уверен министр.