Не все городские проекты сразу нравились парижанам. Фото Виктора Литовкина
Москва и Париж почти одновременно начали реализацию амбициозных проектов по расширению территории. Детальное сравнение двух градостроительных программ пока невозможно: они постоянно меняются и корректируются. Тем не менее общие контуры двух концепций можно сравнить уже сегодня. Две столицы ставят перед собой в принципе одни и те же задачи, однако подходы к реализации отличаются. Из этих различий вытекает и разница результатов.
В минувшую пятницу Госдума приняла в третьем чтении законопроект, по которому начиная с 2014 года регионы смогут взимать налог на имущество с торгово-офисной недвижимости по ее кадастровой стоимости.
По подсчетам главы Департамента экономической политики и развития города Максима Решетникова, столичный бюджет получит в 2014 году благодаря такому закону около 35 млрд. руб. Налог коснется 2 тыс. зданий в Москве – офисных и торговых объектов площадью свыше 5 тыс. кв. м. Всего в Москве более 16 тыс. отдельно стоящих офисов и магазинов.
Похоже, лишние деньги городу не помешают, если учесть, какие амбициозные планы стоят перед местной властью: развитие новой московской территории, которая увеличилась почти в 2,5 раза после присоединения к старой Москве части Московской области. Тем самым площадь Москвы в новых границах составит около 2500 кв. км. На территории обновленной Москвы, по официальным данным, проживают около 12 млн. человек, это без учета нелегальных мигрантов. Расширение столицы предполагает долгосрочные вложения в транспорт, жилье и социальную сферу. Реализация градостроительного проекта охватывает период до 2035 года.
При этом за одну лишь трехлетку – с 2013 по 2016 год – на транспортную систему города власти хотят выделить около 1 трлн. руб. Такие данные сообщил «НГ» столичный Департамент строительства. Эти инвестиции пойдут, в частности, на строительство дорог – почти 402 тыс. км, в том числе на новой территории около 80 тыс. км. Будет завершена реконструкция ряда развязок, начнется строительство хордовых магистралей, также продолжится возведение новых линий метро – 71 тыс. км, это 38 станций, 140 шт. пешеходных переходов, 13 электродепо. Кроме того, до 2016 года будет выделено почти 165 млрд. руб. на жилищное строительство, планируется возведение 206 объектов.
Как уточнил «НГ» руководитель столичного Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, речь идет о комплексном градостроительном развитии. На присоединенных территориях будут формироваться точки роста, кластеры, которые помогут не только интегрировать пригороды, но и создать новые рабочие места. Некоторые наблюдатели в качестве примера для подражания называют инновационный кластер Сколково.
Московский градостроительный проект перекликается с другим похожим проектом – «Большой Париж». Еще до кризиса 2008 года экс-президент Франции Николя Саркози заговорил о необходимости создать на территории страны крупнейшую в Европе столичную метрополию. В начале октября этого года Сенат Франции одобрил соответствующий законопроект.
Суть проекта «Большой Париж» – в присоединении к столичному ядру близлежащих пригородов. Если на территории так называемого маленького Парижа проживают примерно 2 млн. человек, то Большой Париж охватит уже 10 млн. жителей. По данным международного архитектурного бюро Большого Парижа, новая метрополия составит в диаметре 60 км, то есть площадь ее будет около 2800 кв. км. Срок реализации проекта – до 2030 года.
В планах французских властей модернизация существующих и строительство новых транспортных путей, развитие общественного транспорта, включая автобус, трамвай, метро, а также пригородные электрички, возведение и переоснащение вокзалов и пересадочных станций, внедрение более современных подвижных составов и т.д.
Местные власти планируют разгрузить центр Парижа от пробок и перенаправить основные пассажиропотоки по периферии агломерации, чтобы жителям не приходилось добираться в разные районы исключительно через центр города.
Но, пожалуй, главный пункт развития Большого Парижа – это не просто модернизация инфраструктуры, но и социально-экономическая интеграция пригородов, создание рабочих мест, преодоление «геттоизации» наиболее неблагополучных районов. К ним в Париже относят прежде всего северные районы, где проживает много мигрантов, высока социальная напряженность и жители порой фактически ограничены в передвижении и в доступе к иным социальных благам.
По данным Общества Большого Парижа, на развитие транспорта метрополии планируется выделить 30 млрд. евро вплоть до 2030 года. Эти инвестиции пойдут на строительство около 200 км железнодорожного городского транспорта и 72 вокзалов – пересадочных узлов. Также до 2030 года 15 млрд. евро будет направлено на жилищное строительство вблизи транспортных «каналов». Цель – введение на территории Большого Парижа в эксплуатацию 70 тыс. новых единиц жилья в год, или 4 млн. кв. м в год. На экономическое развитие присоединенных к городу территорий, создание разнообразных кластеров (научных, образовательных, деловых, культурных) будет потрачено еще 20 млрд. евро за указанный срок. Для финансирования проектов Большого Парижа французские власти скорректировали налоговую систему и начали взимать с 2012 года еще один налог – на аренду офисных помещений.
Московские власти указывают, однако, на существенное различие двух проектов. «У Франции и России различно устроены государство, региональная власть и местное самоуправление, – говорит Владимир Жидкин. – У нас разные системы институтов и условия доступа к необходимым ресурсам».
Ранее в эфире «Эха Москвы» мэр города Сергей Собянин отметил, что, по его мнению, «Москва требует серьезной централизации власти». Из слов мэра следовало, что парижские чиновники завидуют московским коллегам, потому что пока в Париже все топчутся на месте, проводя дебаты по поводу очередной программы развития, в Москве волевым решением принимаются самые масштабные проекты.