Кризис «плохих кредитов», о неизбежности которого говорили некоторые российские аналитики, все же не состоялся. Российская банковская система вопреки прогнозам продемонстрировала способность к самоконтролю, минимизировав имевшиеся риски. Правда, говорить об отсутствии проблем пока не приходится. Дальнейшее ужесточение регулирования в розничном кредитовании может привести к монополизации рынка потребительского кредитования. А без конкуренции банковской системе страны грозит новый кризис.
Проблема «перегрева» банковского сектора, похоже, осталась в прошлом. В соответствии с рекомендациями Центробанка многие банки снизили ставки по депозитам, остановив начавшуюся было «гонку за вкладами». Доказали свою эффективность и меры по предотвращению «перекредитованности» населения: рынок демонстрирует тенденцию к дальнейшему снижению прироста займов физических лиц. Важную роль здесь сыграло ужесточение требований к заемщикам. Некоторые банки модифицировали скоринговые процедуры. Практически во всех финансово-кредитных учреждениях изменились требования к уровню дохода и способам его подтверждения, возрасту заемщиков, соотношению дохода к сумме платежа по кредиту. Выросло число запросов в Бюро кредитных историй: банки взяли курс на отсечение потенциально неплатежеспособных клиентов. Но главную роль в исправлении перекосов рынка потребкредитования сыграл регулятор. Как отметил в своем интервью газете «Коммерсантъ» руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Коровин, «ужесточение требований коммерческих банков к заемщикам идет параллельно с ужесточением требований ЦБ».
Действительно, за текущий год регулятор уже дважды вводил новые ограничительные меры. С 1 марта 2013 года Центробанк вдвое повысил минимальные резервы по необеспеченному розничному кредитованию. А с 1 июля были повышены коэффициенты риска по кредитам с высокими ставками. В результате Банк России констатировал серьезное снижение прироста портфеля кредитов физическим лицам. За девять месяцев нынешнего года он составил 21,5%, тогда как за тот же период 2012 года этот показатель достиг 29,3%. По мнению представителей банковского сообщества, тенденция замедления темпов роста кредитования сохранится до конца четвертого квартала, который по итогам года должен составить примерно 25%.
Этот показатель, по мнению ряда аналитиков, можно считать оптимальным. Более того, в будущем году, как предупреждает в одном из своих интервью президент Промсвязьбанка Артем Констандян, темпы роста в секторе розничного кредитования могут упасть до 15%. Прогноз господина Констандяна можно считать оптимистичным: по некоторым прогнозам, речь может идти о замедлении темпов роста до 10%. Разница в оценках обусловлена инерционностью рынка, который пока еще не в полной мере отреагировал на ужесточение политики Центробанка. Поэтому банковское сообщество с тревогой восприняло недавнее заявление зампреда ЦБ Михаила Сухова о введении дополнительных ограничений. Речь идет о планах Банка России в 2014-м повысить коэффициенты риска по необеспеченным потребительским кредитам в расчете достаточности капитала до трех раз по кредитам с высокими ставками. По мнению банковских аналитиков, новая инициатива серьезно ограничит конкуренцию на рынке кредитования. А это грозит стагнацией не только банковскому сектору, но и всей российской экономике в целом.
Логика расчетов экспертов ведущих банков достаточно проста. В годовом исчислении инфляция в России составила в сентябре 2013 года 6,1%, что выше запланированного коридора в 5–6%. Как отмечают эксперты правительства, отчасти такое положение вызвано ростом розничных цен, которые, в свою очередь, зависят от ставок беззалогового потребительского кредитования. Предполагается, что меры, направленные против «перегрева» рынка кредитования, приведут к снижению процентных ставок в целом по системе. Тем временем нынешние ставки по кредитам, а вместе с ними и уровень инфляции обусловлены сугубо рыночными причинами. Как в свое время заметил аналитик по банковскому сектору ИК «Финам» Владимир Сергиевский, «в условиях жесткой конкуренции за кредитование населения конкуренция не позволит банкам максимально поднимать ставки». Однако сейчас на рынке кредитования имеют заметное преимущество государственные банки, обладающие доступом к дешевому фондированию.
Новые регулирующие меры поставят эти банки в исключительное положение. Дело даже не в том, что из оборота банков будут выведены значительные суммы. Проект повышения коэффициента риска по необеспеченным потребительским кредитам не учитывает законов рынка. Как свидетельствует мировой опыт, стремление тем или иным способом искусственно ограничить ставки парадоксальным образом приводит к их среднему повышению. Подорожание кредитов обусловлено в первую очередь рациональным поведением банковского сообщества. Столкнувшись с административными методами ограничения стоимости кредитования, банки в целях получения наилучшей доходности устанавливают ставки на максимально высоком уровне. В странах с развитой банковской системой, где рынок кредитования представлен по большей части равными игроками, это приводит к замедлению роста экономики и последующей стагнации. В российских условиях такой вариант развития событий может привести к характерному осложнению в виде фактической монополизации банковского сектора.
Механизм саморазрушения конкурентной среды запустит типичная модель поведения отечественных заемщиков. Известно, что при одинаковой стоимости услуги люди выбирают поставщика с наиболее развитой инфраструктурой. Понятно, что при одинаково высоких ставках кредитов и жестких процедурах оценки платежеспособности потенциальные заемщики будут обращаться в банки «шаговой доступности», с развитой сетью местных отделений и терминалов. Преимущество в первую очередь получат государственные банки, и без того занимающие сегодня лидирующие позиции. Частные игроки, до сих пор выживавшие за счет тщательно продуманной маркетинговой политики, направленной на получение конкурентных преимуществ, будут вынуждены серьезно сократить масштаб деятельности или вовсе сменить специализацию.
Понятно, что после такого рода «зачистки» банковского сектора любые попытки снизить ставки кредитования будут безуспешны: ценовую политику будут диктовать государственные гиганты, для которых рынок потребительского кредитования не является стратегическим. Более того, отсутствие конкуренции позволит госбанкам устанавливать фактически любые максимально высокие ставки по кредитам. Но это можно будет считать побочным следствием монополизации рынка. К сожалению, искусственно созданный банковский кризис вполне может спровоцировать масштабный спад всей российской экономики. Причем развиваться он будет в точном соответствии с законами рынка. Очевидно, что после этого ни частные российские, ни иностранные инвесторы не будут готовы вкладывать средства в развитие сектора банковских услуг.