Аркадий Дворкович не видит поводов для оптимизма в отношении топливных цен. Фото с официального сайта правительства РФ
Темпы подорожания бензина в следующем году могут оказаться вдвое выше запланированной инфляции. Ориентир роста цен 8–10% – считают в Российском топливном союзе. Похожие цифры называл недавно и вице-премьер Аркадий Дворкович.
«Цены на бензин в России в 2014 году могут вырасти примерно на 8%», – сообщил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша на пресс-конференции в РИА Новости. Он также отметил, что, по предварительным данным, розничные цены на нефтепродукты за 10 месяцев выросли на 6–7% по сравнению со средними ценами 2012 года, оптовые – на 2%. «В целом это укладывается в инфляционные процессы. Мы ожидали более значительного роста», – сказал Аркуша.
Сбить цены могло бы увеличение продаж на свободном рынке, через биржу, но этот вопрос пока решается. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго должны к ноябрю этого года согласовать нормативы минимальных продаж топлива через биржу, заявил вчера замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Напомним, что ФАС и Минэнерго еще в начале года подписали приказ, по которому крупные нефтяные компании, доминирующие на рынке, обязаны продавать на бирже 10% бензина и 5% дизтоплива от месячных объемов производства. Минэнерго высказывается за увеличение нормы, а ФАС выступает против. «До 1 ноября решим... Не считаем целесообразным повышение объемов до 20%», – добавил вчера Голомолзин.
Напомним, что вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса, заявил на прошлой неделе, что в 2014 году цены на бензин в стране вырастут в среднем на 6–10%. То есть примерно так же, как и в текущем. Главной причиной повышения цены российского бензина стали нововведения в нефтяной отрасли, считает Дворкович. Суть этих изменений состоит в том, что в ближайшем будущем в стране увеличится налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Повышение коснется и нефтяников.
По расчетам чиновников, рост НДПИ повлечет общий рост цен на бензин в стране приблизительно на 5–6%. Между тем сами нефтяники оперируют еще большими цифрами. В конце сентября глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов предположил, что в 2014 году бензин может подорожать на 15%. И все из-за роста налоговой нагрузки.
Однако в российском Минфине считают, что рост цен на бензин в 2014–2016 годах будет оставаться в пределах инфляции. «Мы не видим вариантов роста цен свыше 4–5%. Это около 1,5 рубля в 2014 году, – заявил в минувший понедельник замминистра финансов Сергей Шаталов. – В 2015–2016 годах – тоже в пределах инфляции».
Слабым утешением для россиян может служить сравнение с другими странами. Как отметило вчера агентство «РИА Рейтинг», вместе с растущими ценами на нефть в Европе практически повсеместно начало дорожать автомобильное топливо. С начала года наибольший рост цен на бензин наблюдался в Белоруссии (на 16,7%), Норвегии (на 6,3%) и России (на 6,3%). Впрочем, в Великобритании цены на бензин с октановым числом 95 снизились на 4,9%.
По мнению содиректора аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григория Бирга, стоимость бензина по итогам 2013 года может показать рост до 8–10%, так как недавно принятый «налоговый маневр», подразумевающий увеличение НДПИ и снижение экспортных пошлин, приведет к тому, что повысится налоговая нагрузка в сегменте добычи, и экспорт станет более привлекательным. «До этого существенного роста цен в рознице удавалось избегать лишь за счет временных договоренностей с нефтяниками об увеличении поставок на внутренний рынок, переносе сроков ремонта НПЗ и, наконец, в связи с повышенным вниманием ФАС к их деятельности, – отмечает он. – Прогноз Дворковича близок к реальности. Удержать цену ближе к нижней границе объявленного коридора в 6–10% в 2014 году позволит лишь продолжающееся «ручное» регулирование ситуации на рынке нефтепродуктов».
«В 2014 году нет причин, по которым цены на моторное топливо, возраставшие в последние годы на 5–10%, теперь остановились бы или существенно ускорились», – считает глава дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Свой вклад в подорожание внесет рост издержек производителей за счет общего повышения цен. Запланирован также рост акцизов на бензин 4-го и 5-го классов на 5–10%, а увеличение НДПИ составит 5%.
Впрочем, по мнению Курдина, изменить динамику могла бы принципиальная корректировка налоговой или внешнеторговой политики в нефтяном секторе либо же опережающий процесс модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. «Однако первого фактора не наблюдается, второй же пока еще недостаточно выражен, – сетует он. – В то же время ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов сложно назвать полностью конкурентным, и заметную роль в нем могут играть ожидания участников относительно «политически допустимого коридора цен». Теперь, после заявления вице-премьера, велика вероятность того, что компании подстроятся под эти ожидания».