Российские министры утверждают планы развития речного транспорта до 2030 года. Фото с официального сайта правительства РФ
Правительство вчера одобрило стратегию для речного транспорта на период до 2030 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что речное сообщение может в значительной мере стать альтернативой для перевозок по железным и автомобильным дорогам. Глава Минфина, в свою очередь, призвал пересмотреть и доработать стратегию водного транспорта, поскольку для финансирования всех предложений Минтранса в российском бюджете нет денег.На заседании правительства в четверг в Москве премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что сеть автомобильных дорог испытывает большую нагрузку, при перевозках грузов по железной дороге выросло количество узких мест. В этой связи внутренний водный транспорт смог бы взять на себя часть грузов, в первую очередь крупногабаритных и тяжеловесных.
«В современных условиях, когда четверть дорог федерального значения систематически перегружена, железнодорожный транспорт работает, вы тоже знаете, с максимальной загрузкой – протяженность узких мест выросла на 20% на железнодорожном транспорте, – необходимо рационально использовать наши естественные коммуникационные возможности, а именно – внутренний водный транспорт», – разъяснил премьер.
При этом глава правительства признал, что «за последние десятилетия ситуация в области внутренних водных сообщений стала существенно хуже, чем это было в прежний период». «Более, наверное, четверти гидротехнических сооружений, шлюзов, плотин фактически не отвечает современным требованиям... Уровень их безопасности, к сожалению, низкий, и есть существенные ограничения для судоходства, прежде всего в Единой глубоководной системе европейской части России на различных участках... Во многом это связано с длительным недофинансированием соответствующей инфраструктуры. Нынешние нормативы не покрывают затраты на содержание этой инфраструктуры», – признал глава правительства.
Выходит, что в тучные предкризисные годы при профицитном бюджете правительство не финансировало речную инфраструктуру. А в условиях стагнации и бюджетного дефицита вдруг решило исправить эту ситуацию. Объяснений этому парадоксу во вчерашних речах министров не нашлось. И обсуждение очередной отраслевой стратегии прошло по накатанному сценарию: ведущее ведомство объявляет свои запросы, а Минфин отвечает, что на эти запросы в бюджете нет денег. После этого принимается решение доработать представленную стратегию.
«За последние 20 лет протяженность внутренних водных путей с гарантированными глубинами судовых ходов сократилась почти на треть, гарантированные глубины снижены на протяжении 27 тысяч километров», – сообщил вчера глава Минтранса Максим Соколов. Но если реализовать предложенную Минтрансом речную стратегию, то ситуация радикально изменится. «К 2030 году грузоподъемность флота вырастет более чем на 50%, а объем перевозок вырастет более чем в два раза и достигнет около 300 миллионов тонн», – пообещал министр. Общие расходы на реализацию стратегии до 2030 года должны составить в зависимости от сценария стратегии от 1,2 до 2,5 трлн. руб.
Если же говорить не о 2030 годе, а о ближайшей перспективе, то правительство по-прежнему будет недофинансировать речную инфраструктуру. Глава Минтранса облек признание этого факта в позитивную формулу: «Для оптимизации нагрузки на федеральный бюджет нами предполагается определенный переходный период, который позволит с 2017 года перейти на 100-процентное финансирование затрат на содержание внутренних водных путей в соответствии с нормативами, которые будут утверждены правительством».
Тем не менее глава Минфина указал, что и эти урезанные расходы непозволительны для нынешнего бюджета. «Здесь нужно немножко доработать проект стратегии с учетом увязки с параметрами бюджета и госпрограммой, поскольку финансовый ресурс, который предусмотрен стратегией, отличается в большую сторону от возможностей бюджета и соответственно параметров государственной программы, поэтому считаем, что здесь еще нужно поработать», – подвел итог министр финансов Антон Силуанов.
Крупные инвестиционные проекты стратегии развития внутреннего водного транспорта | |||
Проект | Общие затраты, | Финансирование млрд. руб. | Сроки |
Строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза | 13 | ФБ* | 2012–2017 |
Строительство Багаевского гидроузла | 34 | ФБ | 2013–2018 |
Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла | 41,4 | ФБ | 2016–2020 |
Строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути | 471,9 | ГЧП*** | 2014–2019 |
Строительство вторых ниток шлюзов Волго-Балтийского водного пути | 406,5 | ГЧП | 2018–2024 |
Канал имени Москвы РИРКПРГС** | 15,9 | ФБ | 2010–2020 |
Волго-Балтийский водный путь РИРКПРГС** | 15,3 | ФБ | 2010–2020 |
Волго-Донской судоходный канал РИРКПРГС** | 11,6 | ФБ | 2010–2020 |
Беломорско-Балтийский канал РИРКПРГС** | 8,8 | ФБ | 2010–2020 |
Волжский бассейн РИРКПРГС** | 6,6 | ФБ | 2010–2020 |
Камский бассейн РИРКПРГС** | 6,3 | ФБ | 2010-2020 |
*ФБ – федеральный бюджет. **РИРКПРГС – разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений. ***ГЧП – государственно-частное партнерство. Источник: Минтранс РФ |