Дмитрий Медведев умеет формулировать задачи по сокращению бюрократического аппарата. Фото Reuters
Вчера Дмитрий Медведев предложил передать на региональный уровень полномочия по сокращению местного аппарата федеральных ведомств. «Подготовить и внести в установленном порядке в правительство РФ предложения о передаче в 2014–2015 годах федеральных полномочий для исполнения на региональный уровень с соответствующим сокращением федеральных государственных гражданских служащих в регионах», – записано в перечне поручений премьера, принятых по итогам XII международного инвестиционного форума «Сочи-2013». Задачи по сокращению поставлены Минрегиону, Минэкономразвития, Минфину, Минздраву, Минтруду, Минсельхозу, МЧС, Роспотребнадзору и Ростехнадзору, которые должны с участием органов власти субъектов Федерации подготовить соответствующие предложения. В том числе предстоит утвердить и целевые показатели программы оптимизации штатной численности федеральных чиновников, работающих в территориальных органах.
Для бюджета сокращение штатов имеет ключевое значение. Ведь сегодня в госсекторе работает каждый пятый гражданин РФ, а общее количество чиновников и муниципальных служащих составляет около 2 млн., что выше, чем во многих странах мира. При этом среднемесячная начисленная зарплата гражданских служащих федеральных органов власти за первое полугодие этого года выросла на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года – до 69,4 тыс. руб. У остальных граждан страны доходы и зарплаты растут в полтора-два раза медленнее.
Неудивительно, что у руководства страны перманентно возникает искушение сэкономить казенные средства, а заодно снизить бюрократическое давление на бизнес и граждан за счет механического сокращения армии чиновников. Здесь уместно вспомнить об административной реформе образца 2004 года, которая на несколько лет радикально изменила структуру федеральных органов исполнительной власти. Не только у глав министерств и ведомств, но и у тогдашнего премьера Михаила Фрадкова оставили по одному заместителю. Для сравнения: сейчас Медведеву помогают справляться с делами целых восемь вице-премьеров. Итог тогдашней административной реформы, как говорится, налицо. А вот узнать результаты трехлетней программы сокращения штатов федеральных министерств и ведомств, утвержденной указом президента 31 декабря 2010 года, едва ли возможно. Между тем Медведев (на тот момент президент) требовал от правительства заняться методичным сокращением численности федеральных чиновников: не менее чем на 5% до 31 марта 2011 года, не менее чем на 10% – до 31 марта 2012 года, не менее чем на 20% – до 31 марта 2013 года. Всего более 110 тыс. из почти 510 тыс. госслужащих. Минфин назвал, какую экономию может получить федеральный бюджет, – до 43 млрд. руб. в 2013 году.
Официально эти планы вроде бы и не отменены, но никто о них особенно и не вспоминает. Тем более что власти демонстративно не жалеют денег на покупку лояльности чиновничества (см. «НГ» от 26.08.13).
Независимые эксперты не верят, что и на этот раз слово не разойдется с делом. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин предположил, что программа оптимизации штатов федеральных органов власти, принятая в 2010 году, может быть выполнена, но формально, а не по существу. Алгоритм известен – какие-то должности в ходе реструктуризации министерств и ведомств действительно могут сокращаться, но следом будут создаваться новые. По мнению Делягина, наведение порядка в территориальных органах федеральных структур – задача более чем актуальная. «Наибольшее бюрократическое безумие происходит именно на этом уровне», – убежден эксперт. Однако передача на региональный уровень полномочий по сокращению численности чиновников не снимает остроты проблемы. Для этого надо создать электронную систему управления, обмена информацией и принятия решений, что автоматически оставит без работы значительную часть чиновничьего аппарата.
С пессимизмом оценивает перспективы новой программы по сокращению численности федеральных госслужащих в регионах и вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он напомнил о первом законе Паркинсона, согласно которому работа обладает способностью заполнять все сроки, на нее отведенные. У этого закона, как известно, есть две движущие силы: чиновник стремится множить подчиненных – и чиновники создают друг другу работу. «Все попытки сократить бюрократический аппарат приводят к его увеличению», – напоминает политолог. Это свойственно не только России, но и всему миру. В ответ на очередную кампанию по оптимизации оргштатной структуры федеральных или региональных органов власти руководители сокращают прежде всего вакантные должности, о чем и рапортуют по инстанции. Реально же чиновников меньше не становится. Есть и другой способ – через какое-то время ведомства в виде «исключения» пробивают себе новые штатные единицы. Таким образом, все возвращается на круги своя. «Есть некие планы, а есть реальная жизнь», – резюмировал Макаркин.