Стадионы должны остаться стадионами, считают в Минэкономразвития. Фото из группы «ЧМ по футболу 2018» в социальной сети ВКонтакте
В условиях растущей стоимости мегапроектов Минэкономразвития (МЭР) критично относится к затратам. Расходы на строительство семи новых арен для чемпионата мира по футболу 2018 года хотят сократить с 14,3 млрд. до 12,5 млрд. руб. за одну арену за счет отказа от возведения коммерческих зон. Что встретило неприятие Счетной палаты (СП), аудиторы которой считают, что лишение стадионов коммерческой составляющей принесет лишь убытки. С мнением СП согласны и экономисты, которые отмечают, что многие идеи нового руководства МЭР подвергаются корректировке.Как заявил аудитор СП Владимир Катренко, выступая в рамках «правительственного часа» в Госдуме в минувшую пятницу, подготовка к ЧМ-2018 будет следующим приоритетом по расходам после Олимпиады в Сочи.
При этом его явно раздражает инициатива Минэкономразвития, которое «несколько дней назад предложило сократить расходы на строительство семи новых стадионов с 14,3 миллиарда до 12,5 миллиарда рублей за одну арену». Сократить сметы строительства предполагается за счет отказа от возведения коммерческих зон, оставив только минимум самого необходимого для проведения матча.
«Счетная палата всегда поддерживает инициативы, которые связаны с разумной экономией бюджетных денег. Однако вектор идеи Минэкономразвития не совсем верный, – считает аудитор. – Во всем мире футбол приносит прибыль. Это один из самых массовых и зрелищных видов спорта. У нас же значительное количество команд даже Премьер-лиги висят грузом на бюджете субъектов, а стадионы предполагается строить, а затем передавать в собственность регионов», – подчеркнул Катренко.
«Исходя из логики Минэкономразвития, это будет просто коробка в чистом поле, где нельзя будет ни поесть, ни погулять с детьми, ни пройтись по магазинам до или после матча, – недоумевает аудитор. – То есть после проведения чемпионата стадионы будут в лучшем случае использоваться один-два раза в неделю по три часа на проведение матча местной команды в российском чемпионате. С таким подходом на футболе мы зарабатывать не научимся никогда! А стадионы станут обременительной и ненужной обузой для региональных властей».
Между тем напомним, что инициативы МЭР при новом руководстве все чаще наталкиваются на сопротивление других ведомств или подвергаются существенной корректировке. Яркий пример – скандал вокруг заморозки тарифов – сначала, как заявил глава ведомства Алексей Улюкаев, предполагалось, что заморозка тарифов коснется всех – и население, и промышленность. Но всего через неделю тарифное предложение МЭР было радикально переработано. Замораживать решили только тарифы для промышленности, а для населения тарифы было решено повысить. Нечто похожее случилось и с пенсионной реформой, детали которой в МЭР узнали, похоже, уже после того, как было принято важнейшее решение о передаче всех накопительных взносов для выплаты текущих пенсий. Как посетовал Улюкаев, «на самом деле наши предложения о том, чтобы эти средства были направлены в управляющую компанию ВЭБа, поддержаны не были». Теперь законопроект предполагает, что средства пойдут не на инвестиции, а прямиком в Пенсионный фонд России (ПФР), то есть на его текущие расходы.
«Такого уровня разногласий между министерствами экономического блока еще не было, – отмечает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – А Минэкономразвития оказалось просто на передовой в ведомственных войнах. От МЭР требуют позитивных идей. Но другие ведомства предложения МЭР не воспринимают. Наверняка будут появляться и другие идеи МЭР, которые будут отвергаться. Здесь положению МЭР не позавидуешь. Спрос идет в основном с МЭР, тогда как виноваты в неудачах и другие ведомства».
Между тем, по словам Николаева, в случае с чемпионатом мира по футболу-2018 и строительством инфраструктуры для его подготовки Минэкономразвития скорее не право. «Строительство стадионов – не самый прибыльный бизнес, это понятно всем, – отмечает он. – Но именно коммерческая составляющая и дает прибыль. Все инфраструктурные объекты окупаются за счет так называемых коммерческих зон. Даже дорожные объекты привлекательны для инвесторов именно перспективами развития коммерческих зон. Иначе инвестору будут просто неинтересны вложения в подобного рода проекты».