Фото Reuters
Стабильность, безопасность, соцгарантии и выполнение своих обязательств перед работниками – вот главные критерии, которые вывели Сбербанк России в лидеры среди работодателей-компаний с госучастием. Рейтинг представил на днях ВЦИОМ. Согласно опросу, банк, набрав 19,8 балла, возглавил список компаний, чья основная деятельность – оказание услуг населению. В ТОП-5 также попали (по убывающей) ВТБ-24, «Аэрофлот», «СОГАЗ» и РЖД. Опрос проводился в сентябре этого года. В нем участвовали 1000 россиян в возрасте от 18 до 55 лет – жители городов с численностью населения не менее 100 тыс. человек.Баллы компаниям начислялись на основе интегрального индекса, который в отличие от среднеарифметического подсчета более точно учитывает значимость каждого из девяти критериев. Главными из них респонденты назвали «хорошую зарплату» и «полное и своевременное выполнение компанией своих обязательств». Как видно, для большинства россиян по-прежнему самым важным в работе является зарплата. При этом результаты исследования ВЦИОМа показали, что работники чаще предпочитают размеру заработка уверенность в завтрашнем дне. К примеру, «Аэрофлот», который занял 1-е место в графе «хорошая зарплата», уступил абсолютному лидеру по таким характеристикам, как «стабильность, уверенность в том, что изменений к худшему не случится», «социальный пакет (медстраховка, дотации на отпуск, пенсионные выплаты и др.)», «благоприятный психологический климат в коллективе: бесконфликтные отношения между сотрудниками», а также «эффективность управления, сильный менеджмент».
Последний критерий, как признают сами топ-менеджеры Сбербанка, – собственно, и есть ключ к тому, что компания из года в год признается одним из лучших работодателей. Это при том, что банк оказывает услуги не только по всей России, где его сеть филиалов насчитывает 17 территориальных отделений и свыше 18,4 тыс. подразделений, не говоря уже о терминалах и банкоматах, но и за рубежом. Как выяснилось, управлять персоналом в такой крупной компании вполне по силам, если не забывать о главном приоритете – человеческом ресурсе. В Сбербанке существуют различные программы по повышению квалификации работников, по вовлечению персонала в производственный процесс и в корпоративную культуру компании. Они способствуют росту удовлетворенности сотрудников своей работой.
Так, благодаря программе вовлеченности персонала и прозрачности системы оценки и премирования работники могут самостоятельно рассчитать размер своего вознаграждения, зависящий от результатов труда. При этом корпоративный дух в компании подкрепляется не только хорошей прибавкой к зарплате, но и системой корпоративных льгот. В 2012 году из более чем 245 тыс. работников 69 тыс. заключили договоры добровольного медицинского страхования, 238 тыс. застраховались от несчастных случаев и тяжелых болезней. А в 2013 году руководство Сбербанка с учетом пожеланий своих сотрудников расширило перечень клиник по оказанию медицинской помощи, выбрав лечебно-профилактические учреждения, которые оказывают максимально качественные услуги. Свыше 170 тыс. человек являются участниками корпоративной пенсионной программы банка.
Благоприятные условия труда, забота о личностном росте и здоровье сотрудников вызывают в работниках ответную реакцию. У них появляется желание еще больше соответствовать своей компании, ее корпоративной культуре. А, как известно, лучше всего сплачивают коллектив различные корпоративные мероприятия. К примеру, руководство банка ВТБ-24, получившего наибольшие баллы по критериям «удобный график и комфортные условия на рабочем месте» и «благоприятный психологический климат в коллективе: бесконфликтные отношения между сотрудниками», в этом году организовало кинофестиваль «Мой день в ВТБ-24 – мое большое преимущество».
Такая вовлеченность в жизнь компании является также стимулом для постоянного самообразования. Свои программы обучения для сотрудников, а также для студентов вузов существуют практически у всех компаний – участников опроса ВЦИОМа. В том же Сбербанке создана развитая инфраструктура обучения и повышения квалификации. Это и учебные центры, организованные по всей стране, а также Виртуальная школа и Корпоративный университет. За первые шесть месяцев этого года по очной форме повысили свою квалификацию более 220 тыс. человек. В Виртуальной школе, образовательном проекте для руководителей компании, стартовавшем в декабре 2012 года, сегодня зарегистрировано уже 15 тыс. пользователей. Также в компании действует система оценки и развития персонала. В первом квартале 2013 года запущен единый HR-цикл, который включает кросс-функциональный кадровый резерв на ключевые должности, систему преемственности, кадровые комиссии, комиссии по талантам, стажировки. Это позволило уже к середине года сформировать резерв из 400 сотрудников.
Данные различных социологических исследований и ранее показывали, что в России работать не боятся. Тот же ВЦИОМ констатировал, что россияне проводят на работе две тысячи часов в год, что на 300 часов меньше, чем среднестатистический европеец или американец. Однако удовлетворение от работы многие не получают, и все из-за отношения работодателей, от которых сотрудники ждут не только уважения, но и гарантий стабильности. Нынешний опрос еще раз доказал, что стремление компаний к созданию корпоративной культуры, включающей не только финансовый аспект, но и социальный, – самый верный путь к успеху. Прописная истина: если человек получает удовлетворение от труда, то он и работает эффективней.