В правительстве РФ хотят знать, кто управляет пенсионными накоплениями граждан. Фото Льва Исраеляна
Новые пенсионные фонды нельзя будет учреждать в форме некоммерческой организации (НКО). Такой законопроект вчера одобрила правительственная комиссия. Действующим негосударственным пенсионным фондам (НПФ) предложат сменить статус с НКО на акционерное общество (АО). Акционирование предполагает раскрытие активов и бенефициаров, а возможно, и уплату налогов. Цель реформы – повысить надежность пенсионного рынка. Уже есть прецедент «бунта» крупнейшего частного фонда против такой инициативы.Комиссия правительства одобрила вчера законопроект, запрещающий создание в РФ новых частных фондов в статусе НКО и предписывающий реорганизацию действующих фондов.
Частные фонды должны получить статус акционерного общества и, как следствие, раскрыть своих бенефициаров, указать активы, доказать финансовую устойчивость. Такое требование выдвигается под эгидой повышения прозрачности и надежности пенсионной системы.
Законопроект должен вступить в силу 1 января 2014 года, но пока ему еще предстоит рассмотрение в правительстве. Документ устанавливает срок, до которого все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, должны завершить реорганизацию. Для них «час икс» наступает 1 января 2016 года. Между тем, как следует из официального сообщения на сайте правительства, законопроект предписывает смену статуса также для тех фондов, которые занимаются добровольными пенсионными накоплениями граждан. Для них срок реорганизации продлен до 1 января 2017 года.
Однако статус акционерного общества не только налагает на частные фонды определенные обязательства по повышению прозрачности. Также этот статус дает им вполне законное право заботиться уже не столько о сохранности и приумножении пенсионных накоплений, сколько об извлечении прибыли из своей деятельности. И эти задачи входят друг с другом в противоречие, ведь нацеленность на извлечение прибыли смещает акценты для владельцев фондов – вместо эффективного инвестирования накоплений на первый план выходит спекуляция этими накоплениями, в том числе с использованием рискованных схем. Поэтому попытка повысить надежность системы за счет смены статуса НПФ уже не выглядит столь убедительной.
Кроме того, статус АО теоретически предполагает также уплату фондами определенных налогов – в том случае, конечно, если законодатели не обговорят для НПФ какие-либо особые налоговые режимы. И тут уже можно говорить о заинтересованности самих законодателей в их законопроекте, о попытке обеспечить казну дополнительным стабильным источником налоговых поступлений.
Уже создан прецедент отказа негосударственного пенсионного фонда от акционирования. Так, представители крупнейшего «Газфонда» заявляли о намерении сохранить свой статус НКО. В противном случае возможен даже отказ от работы с пенсионными накоплениями граждан. Региональные представители частных фондов предсказывают, что очень многие игроки не смогут пройти процедуру акционирования. В частности, участники рынка НПФ Екатеринбурга подсчитали, что лишь 50–60 НПФ страны в состоянии это сделать.
В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) с опаской воспринимают последнюю законодательную инициативу. «НАПФ считает обязательным акционирование НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. При этом НПФ, занимающиеся только негосударственным пенсионным обеспечением, в том числе реализацией корпоративных пенсионных программ, могут оставаться в форме некоммерческих организаций», – сообщил в беседе с «НГ» президент НАПФ Константин Угрюмов и добавил, что «механизм акционирования нуждается в глубокой проработке, в нем следует учесть все возникающие риски». По его мнению, эта работа не может быть осуществлена за год, ведь четких критериев и условий пока нет. Без потерь для будущих пенсионеров этот процесс может быть проведен в срок до пяти лет, обращает внимание эксперт.
В качестве рисков смены статуса частных фондов Угрюмов назвал «серьезные налоговые последствия, снижение капитализации и инвестиционной привлекательности материнской компании». «Кроме того, сложившиеся системы управления в фондах абсолютно разные. На решение неизбежных в данном случае спорных ситуаций необходимо время», – предупреждает эксперт. Также он подчеркивает, что нельзя соединять акционирование в единый процесс с созданием системы страхования накоплений.
Хотя некоторые игроки на рынке одобрили инициативу правительства и поддержали требование акционирования, которое становится обязательным условием вхождения фондов в систему гарантирования пенсионных накоплений. Президент НПФ Сбербанка Галина Морозова подчеркнула, что «на рынке это требование отразится положительно, деятельность НПФ станет более открытой и прозрачной как для контроля, так и для самих клиентов».
Некоторые опрошенные эксперты признают, что смена статуса НПФ давно назрела. «С одной стороны, многие крупные игроки на этом рынке обладают значительной клиентской базой и оперируют большими финансовыми средствами. Между тем их правовой статус до сих пор не предполагает получение прибыли. Поэтому государство хочет изменить их положение, – рассуждает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Но, с другой стороны, эти преобразования могут создать дополнительные трудности действующим НПФ».
Возмущение крупных НПФ вполне понятно, говорит Андриевский. В условиях, когда доверие населения к НПФ и так находится на невысоком уровне, смена правового статуса со всеми возникающими при этом сложностями может серьезно подорвать деятельность частных фондов, уверен эксперт. Скорее всего статус АО не вызовет у граждан симпатии.
В свою очередь, эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский полагает, что ряд НПФ все же смогут отстоять свой статус НКО. Более того, по мнению эксперта, для некоторых фондов этот статус действительно лучше сохранить. «Принцип работы крупных отраслевых фондов наиболее соответствует статусу некоммерческой организации, поскольку они работают не на прибыль акционерам, а на социальное обеспечение своих сотрудников, – отмечает Звенигородский. – А в коммерческой организации прибыль идет акционерам, и там вкладчики уже будут знать, что НПФ зарабатывает на них и вместе с ними».