Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова с опаской смотрит на перспективы приватизации. Фото с официального сайта Совета Федерации
Проект бюджета на ближайшую трехлетку сулит российской экономике много проблем. Ведь в свои бюджетные расчеты правительство заложило слишком оптимистичные прогнозы по росту ВВП и ряду других показателей. Вчера в Совете Федерации прошли парламентские слушания по бюджету на 2014–2016 годы. В итоге сами же правительственные чиновники, сверставшие новый бюджет, высказали сомнения в его исполнимости. Страна может недополучить необходимые доходы в условиях стагнации экономики, а также из-за срывов планов приватизации. Возможны проблемы с финансированием инфраструктурных и социальных госпрограмм.Авторы проекта бюджета ожидают, что российский ВВП вырастет в 2014 году на 3%. Прогноз достаточно оптимистичный, признал вчера глава Минфина Антон Силуанов. Такой рост, по его словам, возможен при соблюдении ряда условий. Но, похоже, главное, в понимании Минфина, условие – это изменение внешней конъюнктуры, восстановление экономического роста в странах – торговых партнерах РФ, за счет которого стабилизируются цены на товары российского экспорта – черные металлы, нефть, руду. В который раз вся «ответственность» за российские показатели перекладывается некоторыми министрами на другие страны. В который раз чиновники словно забывают, что еще по итогам первого полугодия 2013-го было официально зафиксировано прекращение рецессии в Европе.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина указала вчера все же и на внутренние факторы, тормозящие рост. Среди них структурные дисбалансы экономики, которые можно было бы преодолеть за счет инвестиций в развитие, в повышение конкурентоспособности предприятий и рост производительности труда. Правда, достичь таких инвестиций нелегко. «Надо изменить ожидания и поведение экономических субъектов, для этого нужно повысить уровень предсказуемости ситуации», – предупреждает Набиуллина. Одно из условий предсказуемости – нерастущая инфляция. Именно поэтому в следующем году Центробанк окончательно перейдет к инфляционному таргетированию и к политике последовательного снижения инфляции. «Это лучший ответ ЦБ на экономические вызовы сегодняшнего дня», – уверена Набиуллина.
Ранее Набиуллина говорила о том, что ориентир в 3% роста ВВП в 2014 году завышен, в том числе как и заложенная в проекте динамика инвестиций. По ее словам, в проекте бюджета неявно читалось, что экономический рост будет обеспечен в основном за счет институциональных перемен, но проблема в том, что они отнюдь не гарантированы. По итогам 2013 года власти ожидают получить рост ВВП на уровне 1,8%. В этом случае у чиновников достигнут консенсус, но с ним не согласились уже иностранные наблюдатели. Международный валютный фонд объявил вчера, что, по его прогнозам, в 2013 году российский ВВП вырастет лишь на 1,5%. В 2014 году МВФ ожидает те же 3%, что и российское правительство, однако не исключено, что этот ориентир иностранцы еще не раз пересмотрят.
Есть у российского бюджета риски исполнения как по статьям доходов, так и по статьям расходов. Новый председатель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила вчера о проблемах с доходами от приватизации и внутренних займов. «На 1 сентября 2013 года объем размещения государственных ценных бумаг в валюте РФ составил 470 миллиардов рублей, или 38,7% от запланированного на весь год объема. Поступления от приватизации составили 20,1 миллиарда рублей, или 4,7% от ранее утвержденного уровня. В случае недопоступления только средств от приватизации правительству и Минфину необходимо будет искать дополнительные источники с целью покрытия дефицита», – предупреждает Голикова. Есть сомнения в ориентирах и на будущий год: валовое привлечение внутренних заимствований запланировано в 2014 году на уровне 808,7 млрд руб., а доходы от приватизации – на уровне 196,8 млрд. руб.
При этом замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач заметил вчера, что запланированное финансирование госпрограмм не соответствует заложенным в бюджете расходам. «Государственные программы по ключевым секторам – инфраструктура, здравоохранение, образование, наука – фактически были сформированы и рассмотрены с финансированием, которое примерно на 1–1,5 триллиона рублей превышает то, что заложено в бюджете. Чтобы не идти на снижение в реальном выражении и в процентах к ВВП расходов на образование, здравоохранение, нужен серьезный, качественный пересмотр государственных программ. И это вопрос не одного месяца», – цитирует Клепача Интерфакс.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко добавила, что в главном финансовом документе страны многое будет зависеть от качества прогнозирования. «Если макроэкономические показатели будут переписываться из года в год, тогда в чем смысл той работы по переходу на среднесрочное планирование?» – задается вопросом Матвиенко. У Совета Федерации вызывает опасения тот факт, что трансферты федерального бюджета регионам будут снижаться, при этом поступления доходов у самих регионов тоже замедляются, значит, регионы будут вынуждены обращаться не только за бюджетными займами, но и за дорогими кредитами к банкам, что чревато неисполнением расходных обязательств. Несмотря на все эти трудности, Минфин все же планирует рано или поздно сократить уровень так называемого ненефтегазового дефицита российского бюджета до 5% ВВП. А пока что ожидается, что по итогам 2013 года такой дефицит составит в России 10,3%, 2014-го – 9,4%, 2015-го – 9,6%, 2016-го – 8,4% ВВП.
Новое руководство Минфина подверглось критике со стороны его прошлых руководителей. Экс-министр финансов Алексей Кудрин сообщил вчера в прессе, что «мы впервые строим федеральный бюджет в условиях стагнации российской экономики, когда наш рост окажется ниже общемирового и значительно ниже, чем на развивающихся рынках». «Ожидаемый по итогам этого года рост в 1,8% ВВП в сложившихся условиях не удастся нарастить существенно, поэтому взятый для расчета прогноз около 3% ВВП ежегодно нужно воспринимать как слишком оптимистичный», – предупредил он.
Опрошенные эксперты указывают на опасности оптимистичного прогнозирования. «Нет ответа на главный вопрос: за счет чего будет происходить запланированный экономический рост? Нет коренных изменений в государственной экономической политике. Рост добывающей промышленности не может быть бесконечным. В обрабатывающей промышленности кризис, – комментирует эксперт по финансовым вопросам Русской школы управления Кирилл Линник. – Последствия оптимистичного планирования очевидны: неисполнение бюджета, последующие сокращения расходных частей. Выход у людей в итоге только один: создавать собственные резервы и запасы, сокращать расходы самим, пока не урезали доходы сверху». Однако есть шанс, что эти мрачные ожидания не оправдаются. «С одной стороны, в бюджете используются довольно оптимистичные прогнозы темпов экономического роста. Но с другой – в бюджет традиционно заложены консервативные прогнозы по ценам на нефть. Это создает определенную «подушку безопасности» в случае недополучения ненефтегазовых доходов из-за чрезмерно оптимистичных прогнозов по темпам роста ВВП», – поясняет аналитик компании Allianz Investments Ариэл Черный.
Хотя не все эксперты поддержали критику бюджетных проектировок. «Представленный на 2014 год проект бюджета достаточно консервативен, несмотря на то что в стране давно назрела потребность в скорейших институциональных преобразованиях, которые позволили бы запустить механизмы саморазвития экономики. Однако это не говорит о том, что бюджет составлен некорректно. Напротив, с учетом сегодняшних экономических реалий данный проект бюджета выглядит очень взвешенно», – считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.