Бизнес должен работать в социальной сфере наравне с государством. Фото с официального сайта правительства РФ
Российские власти не оставляют попыток стимулировать предпринимательство, обещая более комфортные условия работы в новых областях. Вчера премьер-министр встретился с представителями бизнеса в социальной сфере и обсудил вопросы модернизации социально-экономических отношений, государственно-частного партнерства, а также конкретные проекты, направленные на поддержку и развитие социального предпринимательства. Сфера насколько размытая, настолько и непонятная – как может бизнес в ней существовать, неизвестно даже экспертам.В ходе совещания были обсуждены вопросы «модернизации социально-экономических отношений, а также конкретные проекты, направленные на поддержку и развитие предпринимательства в социальной сфере». А заодно и перспективы развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Соответствующий правительственный законопроект сейчас находится в Госдуме и уже прошел первое чтение. Документ имеет целью, в частности, создание условий для привлечения частных инвестиций в проекты, находящиеся в ведении государства – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, правительство разрабатывает ряд других мер для привлечения инвестиций и услуг частных компаний для решения государственных задач.
В рамках предоставляемых правительством субсидий из федерального бюджета субъектам РФ осуществляется дополнительное финансирование мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) в социальной сфере.
«Социальными проектами должно заниматься не только государство, но и бизнес при условии обеспечения властями минимального уровня гарантий, – заявил Медведев в ходе встречи с предпринимателями. – Общественное восприятие устроено так, что социальными проблемами должно заниматься государство. А в мире это давно не так, этими вопросами должны заниматься все, в том числе и бизнес. Государство должно обеспечить минимальный уровень гарантий, создавать нормативно-правовую базу, вкладывать определенные деньги, расходовать их на те проекты, которые являются приоритетными для общества, а предпринимательская активность в этом направлении должна сказываться на общем качестве социальной работы».
Что происходит и как будет меняться ситуация, пока непонятно даже опрошенным «НГ» экспертам. Как отметил партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров, само по себе понятие «предпринимательство в социальной сфере» можно трактовать очень широко. «Строительство в рамках ГЧП завода по переработке мусора для улучшения экологии – это же тоже социальное направление. Но, как правило, в проекты «социального» типа включается что-то вроде детских садов, школ, больниц, домов престарелых и т.п., – говорит он. – Зарабатывать в этой сфере вполне возможно. Стратегий бизнеса в зависимости от проекта может быть множество. По сути, перемещение в сферу ГЧП-партнерства – это передача ненужных и часто неэффективно исполняемых функций от государства в частные руки. Например, строительство детского сада. Город, к примеру, может выделить участок, коммуникации, построить «коробку». А частник – провести за свой счет отделку, набрать персонал, управлять эффективно этим садиком. А в обмен на это получить возможность дополнительно использовать его, скажем, в «сверхурочное» время: ведь есть родители, которые хотят оставить чадо не до 18.00, а до 21.00. Кроме того, в бюджете города обязательно есть строка на содержание такого садика. Возможно, эффективнее будет не просто «содержать объект», а платить частнику за количество обучаемых детей. В целом ГЧП при грамотном подходе помогает эффективно экономить госсредства, повышать уровень услуг населению и развивать бизнес».
Чего же не хватает для развития социального бизнеса? «Нет законодательства, нет понимания в регионах и муниципалитетах, как делать такие проекты и как их готовить. Нет иногда и политической воли к реализации проектов», – отмечает Александров.
В свою очередь, директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артем Аветисян считает, что в рамках повышения результативности бюджетных расходов необходимо расширить доступ различных форм малого бизнеса в социальный сектор. «В частности, в данный момент в России не развит рынок социальных услуг, предоставляемых малым бизнесом, а также нет сложившейся системы доступа малого бизнеса к закупкам услуг в этой сфере (детские сады, школы, клубы для пенсионеров, детские сады для детей с ограниченными возможностями), – перечисляет он. – В рамках предпринимательского объединения «Клуб лидеров» мы проработали данную инициативу и сейчас обсуждаем наши предложения с ответственными представителями федеральных органов исполнительной власти».
Представители АСИ, которых также пригласили к участию в совещании, сделали свой список рекомендаций правительству. Это, как пояснил Аветисян, формирование условий для расширения доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию оказания социальных услуг; формирование условий для расширения объемов предоставления услуг в социальной сфере негосударственными организациями; совершенствование налогового регулирования в части налога на прибыль и НДС; развитие механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере (в том числе с возможностью изменения Бюджетного кодекса в части обеспечения бюджетных гарантий по договорам ГЧП на срок от 10 и более лет); предоставление финансовой и имущественной поддержки некоммерческих организаций.
Впрочем, как сетует аналитик агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин, бизнес в данной сфере менее прибыльный, и для успешной реализации проектов опять же необходимо развитие партнерства с государством. Вопрос лишь в том, сможет ли это самое государство в условиях бюджетной экономии пойти на дополнительные траты…