Алексей Улюкаев удивляется смелым финансовым решениям своих коллег по правительству. Фото РИА Новости
Волюнтаристское решение правительства о выплате текущих пенсий за счет пенсионных накоплений до сих пор будоражит страну. Многие граждане не понимают, смогут ли они воспользоваться накоплениями. Эксперты гадают: почему власти не попытались решить бюджетные проблемы более цивилизованным способом – например, через выпуск облигаций? Скорее всего чиновники не захотели обременять себя формальными обязательствами. И ради этого рискнули доверием общества и бизнеса.За счет намеченного на 2014 год перевода пенсионных накоплений граждан в размере 244 млрд. руб. в распределительную систему власти планируют сэкономить на бюджетных трансфертах в Пенсионный фонд России.
И эти сэкономленные бюджетные средства будут теперь направляться не на покрытие дыр в пенсионной системе, а в антикризисный резерв федерального бюджета. Об этом сообщил вчера агентству «Прайм» близкий к пенсионной реформе правительственный источник. «Неиспользованный трансферт в размере 244 миллиардов рублей будет направлен в антикризисный резерв, шанс вернуть средства пенсионных накоплений равен нулю», – передает слова источника агентство.
Речь идет о переводе накоплений, аккумулированных как в государственной управляющей компании Внешэкономбанк, так и в частных фондах. Следующий год станет карантином для негосударственных пенсионных фондов (НПФов): за этот срок правительство рассчитывает очистить рынок от недобросовестных игроков и одновременно наладить систему гарантирования пенсионных накоплений. В течение 2014 года накопления граждан увеличиваться не будут, их взносы просто переведут в страховую часть, но за гражданами останется право на эти накопления, и уже в 2015 году накопительный сегмент планируется разморозить, объяснил министр финансов Антон Силуанов.
Экспертное сообщество отреагировало на действия правительства в основном негативно. Даже внутри самого правительства подобное решение вызывает противоречивые оценки. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предупредил, что такая схема чревата исками со стороны граждан. И на инвестиционном форуме «Россия зовет!» президенту Владимиру Путину пришлось еще раз объяснять, что «правительство не обсуждает вопрос конфискации пенсионных накоплений»: «Это не значит, что накопленное будет конфисковано, этого не произойдет никогда. И накопительная часть пенсии, накопительная система не отменяется. Мы просто хотим повысить степень надежности и эффективности использования тех средств, которые граждане уже вложили и будут вкладывать в будущем».
Но президенту не поверили. Экс-министр финансов Алексей Кудрин предупредил, что власти сейчас фактически подорвали доверие к себе со стороны населения и бизнеса: «Создан прецедент, что государство может когда-то использовать такой механизм, приостановить накопления для увеличения доходов и расходов бюджета. Вот в чем беда. Это решение ухудшает инвестиционный климат». «Повышение надежности НПФ можно достигнуть либо направлением этих средств в оговоренный пакет надежных ценных бумаг, либо... зарезервировав на один год во Внешэкономбанке, – поясняет Кудрин. – Эти средства зарезервированы на расходы прежде всего блоком Ольги Голодец. Это выглядит как затыкание дыры за счет использования инструментов долгосрочных инвестиций, института, который требует доверия на много лет».
В еще более резких формулировках высказался об инициативе правительства в прессе замдиректора ИМЭМО РАН Евгений Гонтмахер. Под видом борьбы за сохранность пенсионных накоплений власти фактически распорядились по своему усмотрению этими накоплениями. Недоумевает также директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. «Не очень понятно, почему эта тема неожиданно возникла. В прессе достаточно подробно освещались все перипетии бюджетных дискуссий, и каждый раз Минфин говорил, что бюджет готов, в бюджете все есть: доходы, расходы, дефицит в пределах 0,6% ВВП, все хорошо. И вдруг неожиданно выяснилась, что есть эта дыра – 240 миллиардов рублей, которые у будущих пенсионеров забрали из накоплений», – описывал ситуацию в эфире «Эха Москвы» Алексашенко. Он нашел свое объяснение происходящему – возможно, бюджет был сверстан с ошибками, неучтенными дырами. То есть дефицит Пенсионного фонда оказался, видимо, значительно больше, чем думали, и теперь эти арифметические нестыковки вышли на поверхность. Власти обещают, что они предпринимают такой перенос средств первый и последний раз, однако, по мнению Алексашенко, в подобные обещания верится с трудом.
Опрошенные «НГ» эксперты соглашаются с критикой. По их мнению, сумма в 8 млрд. долл. не стоила потери репутации. «По факту – сначала отбирают средства, потом говорят, что виноваты НПФы», – замечает аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «Отчисления в накопительную часть пенсии по закону персональны, они не являются ничейным, общегосударственным достоянием, – считает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. – Это деньги, которые распределяются по счетам конкретных людей и которые по закону изымались из доходов с условием, что они попадут на личные пенсионные счета. Если правительство считает, что эта система не работает, то нужно отменить соответствующие поборы с граждан и вернуть им каждому персонально те средства, которые уже накоплены в системе».
Для покрытия пенсионных дыр можно было найти другой инструмент – выпустить облигации, по которым государство взяло бы на себя обязательство перед населением вернуть взятые деньги с определенным процентом. Это был бы цивилизованный подход к решению проблем с бюджетом. Но на такой шаг власти не пошли. Ведь взятые в долг деньги придется потом возвращать. Поэтому Минфин нашел такой источник средств, который не накладывает строгих обязательств возврата. Сегодня можно пообещать, что отчисления граждан им вернут, а завтра можно снова сослаться на сложную экономическую ситуацию или на недостаточную надежность существующих НПФ, чтобы еще на несколько лет получить в свое распоряжение взносы. «Государство выпускает облигации не первый день, но выпуск ценных бумаг – мера неадекватная той проблеме, которая стоит сегодня перед российской экономикой. Создавать еще одну государственную пирамиду неэффективно и рискованно в ситуации стагнации», – комментирует первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.