Члены Государственного совета РФ работают над повышением эффективности бюджетных расходов. Фото с официального сайта президента РФ
РФ встречает экономические проблемы урезанием бюджета и попытками повысить его эффективность. Правда, именно последняя задача – повышение эффективности казенных расходов – может оказаться для власти неподъемной. Об этом говорят материалы заседания Госсовета, которое Владимир Путин провел в прошлую пятницу. Одной из главных мер бюджетной экономии он назвал замораживание цен в строительстве.В прошлом году расходы консолидированного бюджета России превысили 22 трлн. руб., что превышает треть валового внутреннего продукта. Правда, расходуются эти деньги не всегда обоснованно, а иногда и просто хаотично. Об этом заявил на последнем заседании Госсовета президент Владимир Путин.
При этом президент назвал проблему эффективности бюджетных расходов «базовым вопросом государственного управления», которая затрагивает все уровни власти – от федерального Центра до муниципалитета.
В качестве примера неэффективных расходов Путин рассказал историю с созданием кадастра недвижимости. «У нас семь лет шла программа по созданию кадастра объектов недвижимости: с 2006 по 2012 год. Израсходовано 42 миллиарда народных денег. Сегодня программа завершена, а система кадастрового учета недвижимости так и не доведена до ума», – сообщил президент.
В прошлом году на сайтах госзакупок было размещено более 3,4 млн. государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 трлн. руб. «После мониторинга более 10 тысяч закупок установлено, что более 60% из них были проведены с нарушениями», – сообщил президент.
Для исправления ситуации Владимир Путин предложил пять основных направлений. Во-первых, формирование бюджета на программной основе с использованием бюджетных нормативов, которые соответсвуют наилучшим соотношениям бюджетных затрат и итогового результата. Второе направление – это инвентаризация капитальных строек и фиксирование (замораживание) цены строительства каждого объекта, чтобы в дальнейшем исключить их необоснованное удорожание. Третье направление – это внедрение лучших практик оказания государственных и муниципальных услуг. Четвертое – внедрение новой контрактной системы, которая должна заменить знаменитый 94-й закон о госзакупках. И пятое направление, предложенное президентом, – это использование инструментов общественного контроля в бюджетной сфере.
Наибольшие проблемы с реализацией могут возникнуть при замораживании цен в строительстве и при реализации программного метода формирования бюджета. «Программный бюджет – это правильное направление. В ведомствах даже научились прописывать красивые показатели, которые нужно достичь за счет бюджетных расходов. Но дальше, как правило, возникает разрыв между целями и заявленным списком мероприятий, который вовсе не обязательно ведет к достижению заявленных целей», – говорит директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Замораживание цен в строительстве также не гарантирует результата. «Зачастую исполнители аффилированы с заказчиком. И именно государственный заказчик сам заинтересован в увеличении расходов», – указывает Николаев. По его мнению, фиксация цен – это возрождение рудиментов плановой экономики, которые не обещают ничего хорошего.
В оборонной сфере попытки фиксации или индексирования цен на военную продукцию до сих пор не привели к успеху. Между тем упорядочить ценообразование гособоронзаказа власти пытаются скоро уже десять лет. В газетах десятилетней давности можно обнаружить жалобы чиновников на кратное подорожание танков, ракет или подводных лодок. С тех пор ситуация к лучшему не изменилась.
Примечательно, что речь президента на заседании Госсовета во многом перекликалась с деятельностью проекта Алексея Навального «Роспил», где граждане пытаются контролировать обоснованность государственных расходов. При этом звучат практически одни и те же слова о «народных деньгах», «средствах налогоплательщиков», коррупции и необоснованных расходах. Правда, есть и отличия. Так, Алексей Навальный считает принципиально важным ограничить стоимость автомобилей для чиновников. Тогда как в речи Владимира Путина этой темы пока нет.