Дмитрий Медведев осматривает ледостойкую стационарную платформу на Каспии. Фото с официального сайта правительства РФ
Российские власти должны планомерно и целенаправленно решать накопившиеся проблемы, связанные с неопределенным статусом Каспийского моря, полагают эксперты. И хотя вчерашний вояж премьер-министра в Астрахань, где он ознакомился с уникальными технологиями добычи, ответы на вопросы не дал, есть надежда, что часть проблем будет решена.В ходе визита на морскую ледостойкую стационарную платформу имени Юрия Корчагина на Каспии, где работает нефтяная компания ЛУКОЙЛ, премьер Медведев отметил уникальность этого объекта. «Уникальное, технологически сложное сооружение», – сказал он, обращаясь к главе компании Вагиту Алекперову.
На спайдерной палубе, где находится устье скважины, Медведев получил возможность оценить качество нефти, добываемой на месторождении имени Корчагина. «Хорошая. Запах хороший», – сказал он, понюхав смесь.
По словам главы Минприроды РФ Сергея Донского, запасы нефти и газа Каспия, учтенные на государственном балансе, составляют более 1 млрд. тонн условного топлива. При этом регион характеризуется высокой степенью геологической изученности.
Между тем накопившихся проблем немало, как отмечают опрошенные «НГ» эксперты.
«Углеводородный потенциал Каспийского моря доказан. В частности, лишь ЛУКОЙЛом был обнаружен целый ряд крупных месторождений и ведется добыча на месторождении имени Корчагина, – говорит содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Основные вопросы, которые требуется решить, лежат в правовой сфере как на уровне РФ, так и на уровне международного сотрудничества с другими государствами, имеющими доступ к Каспийскому морю. Необходимо определить правовой статус водоема и разграничить участки между странами, имеющими к нему доступ. Это, в свою очередь, позволит реализовать проекты по транспортировке углеводородов по его территории».
В то же время, по его словам, дополнительные договоренности Туркменистана с Китаем частично решают проблему с рынками сбыта для среднеазиатского газа, однако это вовсе не означает, что тенденция на диверсификацию поставщиков газа остановится. Газ, добываемый Азербайджаном на шельфе Каспия, будет поступать в Европу, для чего планируется инвестировать существенные средства в строительство и развитие газотранспортной инфраструктуры. «По этим каналам в Европу может поставляться и туркменский газ в случае, если строительство Транскаспийского газопровода будет завершено», – считает Бирг.
В свою очередь, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова напоминает, что уникальность географического положения Каспийского моря влечет за собой необходимость особого правового статуса.
«Каспийское море не имеет естественного выхода в Мировой океан, поэтому на него не распространяются нормы международного морского права, в том числе положения Конвенции ООН 1982 года, – говорит она. – В настоящее время правовое регулирование осуществляется на основе советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов, а также ряда соглашений: между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 года и Протокол к нему от 13 мая 2002 года); между Россией и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года); между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года)».
При этом переговоры между прикаспийскими государствами тормозят вопрос о принципе разделения: Казахстан, Туркменистан и Азербайджан предлагают взять за основу срединную линию, а Иран настаивает на предоставлении по 1/5 каждому. Отдельного разговора заслуживает организация нефте – и газотранспортировки. С 2001 года функционирует трубопровод, соединяющий казахстанское месторождение «Тенгиз» с Новороссийском, по которому идет нефть с нескольких месторождений. Однако этого недостаточно и требуется целая трубопроводная сеть.