Поддерживать активность промышленности становится все сложнее. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Росту отечественной экономики всегда что-то мешает – то низкие мировые цены на углеводороды, то высокие. Как заявил вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, потенциальный рост при существующих институтах и структуре составляет 3% в год, однако в будущем году он едва дотянет до 1,8%. Между тем ситуация продолжает ухудшаться – падает деловая активность в обрабатывающих отраслях, снижается грузооборот на железных дорогах, растет пессимизм в сфере инвестиций.
«При том уровне институтов и той структуре, которая есть сейчас, потенциальный уровень роста для российской экономики был бы порядка 3%», – сказал министр, выступая на инвестфоруме «ВТБ-Капитал» «Россия зовет!».
По его словам, правительство стремится к этой цели и в соответствии с прогнозом планирует выйти на уровень роста в 3% в 2014 году. По итогам 2013 года, по его словам, рост составит лишь 1,8%. При этом не ожидается серьезного улучшения конъюнктуры. Кроме того, предполагаются примерно те же условия в области реальных доходов населения и потребительского спроса – на уровне 4% роста в год. «Мы предполагаем существенное оживление инвестиционной активности как ответ бизнеса на улучшение условий для функционирования», – отметил Улюкаев, пояснив, что прежде всего речь идет о снижении издержек в связи с новым контрциклическим механизмом регулирования тарифов на услуги естественных монополий.
Как отметил в беседе с «НГ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, переоценка заморозки тарифов «просто сногсшибательна». «Ну не может решаться все так просто! – восклицает он. – И кто сказал, что это мощный сдерживающий фактор, который мешает росту инвестиционной активности? Налоги, спрос, среда, суды и так далее – вот эти факторы, изменить которые в одночасье не получится и не получается».
Между тем ситуация ухудшается, о чем говорят последние данные статистики. По итогам января–сентября погрузка на железных дорогах оказалась на 3% меньше, чем за тот же период 2012 года, – 924,3 млн. тонн. И расклад по видам грузов отражает плачевную картину. Погрузка нефти и нефтепродуктов сократилась на 2,8% (до 186,3 млн. тонн), строительных грузов – на 4,7% (до 132,8 млн. тонн), черных металлов – на 5,4% (до 52,6 млн. тонн), цемента – на 0,6% (до 27,4 млн. тонн), лесных грузов – на 3,3% (до 27 млн. тонн), промышленного сырья и формовочных материалов – на 5,2% (до 25,3 млн. тонн), химикатов и соды – на 6,6% (до 19,6 млн. тонн), цветной руды и серного сырья – на 7,9% (до 15,7 млн. тонн), лома черных металлов – на 9,7% (до 12,3 млн. тонн), кокса – на 11,4% (до 8,6 млн. тонн), зерна – на 35,6% (до 8,5 млн. тонн). Судя по этим показателям, вся экономика продолжает медленно, но верно рушиться…
В то же время, как сообщил вчера банк HSBC, индекс деловой активности PMI (характеризующий изменения экономической конъюнктуры в различных отраслях) обрабатывающих отраслей России в сентябре 2013 года остался ниже критической отметки 50 баллов третий месяц подряд, на уровне августовского показателя 49,4 балла. «Объемы новых экспортных заказов сократились впервые за пять месяцев максимальными темпами с декабря 2012 года», – говорится в обзоре компании Markit, подготовленном для HSBC.
На фоне слабого роста новых заказов в сентябре рост объемов производства был незначительным. Общая тенденция за третий квартал свидетельствовала о стагнации, а уровень производства поддерживался существующими контрактами. Объемы незавершенных заказов сокращаются седьмой месяц подряд максимальными темпами с сентября 2012 года.
«Слабый рост производства в обрабатывающих отраслях сохраняется, но риски замедления увеличились по сравнению с прошлым месяцем. Для нас и, надеюсь, для Центрального банка тоже, это один из индикаторов, указывающих на то, что экономический рост в России ниже своего потенциала на данный момент», – резюмировал главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов.
В свою очередь, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло отмечает, что первые итоги сентября выглядят скорее пессимистично. Динамика спроса и выпуска не претерпела принципиальных изменений, что разочаровало предприятия, привело к снижению удовлетворенности спросом и росту избыточности запасов. При этом промышленность продолжает увеличивать свои цены, что вряд ли будет стимулировать спрос. Сохраняющийся отток работников формирует дефицит кадров даже в условиях стагнации.
К тому же, по его мнению, инвестиционные планы предвещают дальнейшее свертывание вложений в производство. «Никогда еще с декабря 2009 года в российской промышленности не было таких пессимистичных намерений в области инвестиций, – продолжает эксперт. – А ведь летом 2011 года баланс этих планов достигал +26 пунктов, сейчас же показатель составляет –14 пунктов, а доля сообщений о намерении снизить инвестиции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла до 32%. Таким образом, почти треть промышленности собирается сократить свою инвестиционную активность в конце года, тогда как власти, наоборот, уповают на ударное инвестиционное завершение 2013 года».
В свою очередь, замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова считает, что достижение темпа роста 3% и выше возможно в случае масштабных инвестиций и окончания рецессии в Европе. Но пока внешняя конъюнктура остается негативной и особых успехов в преодолении долгового кризиса в еврозоне не видно. По ее мнению, экономический рост в 1,8% по итогам этого года, о чем заявил Улюкаев, вполне достижим, с учетом того, что за первые 8 месяцев показатель уже достиг 1,5%. Впрочем, с этим мнением готов поспорить Николаев. «Чтобы достичь озвученного результата, экономика в последние три месяца этого года должна ускориться до 2%. Но за счет чего – непонятно, – отмечает он. – Нам бы в 1–1,5% уложиться по итогам года…»