Сергей Шаталов обещает новое подорожание топлива. Фото ИТАР ТАСС
В минувшее воскресенье отмечался Всемирный день без автомобиля. Смысл этого праздника в том, чтобы отказаться от автомобиля хотя бы на один день по экологическим соображениям. Однако многие россияне готовы отказаться от автомобиля не по экологическим, а по экономическим мотивам. Если цена литра бензина перевалит за 40 руб., то каждый четвертый автовладелец в России готов резко ограничить использование автомашины. Любопытно, что три года назад столько же респондентов обещали поставить автомобиль на прикол, если бензин будет стоить дороже 30 руб. за литр. С тех пор на автозаправках давно преодолели эту красную черту, однако машин на дорогах меньше как будто не стало.Розничная цена на бензин за неделю (16–20 сентября) увеличилась в среднем по России на 17–20 коп. Такие данные вчера привел информационно-аналитический центр «Кортес». В итоге, ситуация на топливном рынке осталась неизменной – бензин и дизтопливо дорожают 10 недель подряд. По данным Росстата, бензин с начала года уже подорожал в среднем на 5,4%, дизтопливо – на 2,3%. Прогноз неблагоприятен для автовладельцев. Замминистра финансов Сергей Шаталов предупреждает, что в 2014 году цены на топливо повысятся примерно на 1,4 руб. за литр. Это станет результатом налогового маневра и повышения акцизов на бензин. Напомним, налоговый маневр в нефтяной отрасли, запланированный правительством, предполагает повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть.
Текущее подорожание бензина многие эксперты прямо связывают с обещаниями нефтяников снизить цены для пострадавших от наводнения дальневосточных регионов. Так, компания «Роснефть» пообещала предоставить пострадавшим от паводка скидки. В дневные часы скидка составит 10%, а ночью - 15%, уточнил глава компании Игорь Сечин на встрече с президентом России Владимиром Путиным – передает агентство РИА Новости. По словам Сечина, сбытовые сети получат убытки, которые будут покрыты за счет ресурсов компании в качестве гуманитарной помощи. «Я надеюсь, что другие производители также найдут возможность как-то поддержать население», – заявил глава «Роснефти». Не исключено, что собираемые по всей стране дополнительные средства от повышения цен на бензин и станут основным источником покрытия благотворительных расходов нефтяников на Дальнем Востоке.
Исследовательский центр портала Superjob.ru провел опрос на тему «При какой стоимости на бензин вы откажетесь от поездок на личном автомобиле?». Актуальность опроса продиктована ситуацией на рынке автомобильного топлива – цены идут вверх с начала июня. Согласно материалам исследования, если стоимость топлива превысит 40 руб. за литр, то каждый четвертый автовладелец готов отказаться от эксплуатации машины. Цена в 40 руб. за литр топлива особенно критична для молодых водителей и тех, кто зарабатывает менее 25 тыс. руб. в месяц. Более чем для трети респондентов, относящихся к этим категориям, столь дорогой бензин превращает скромный малолитражный автомобиль из средства передвижения в непозволительную роскошь.
Некоторые граждане заявили, что из-за дорогого бензина вообще перестали пользоваться личными автомобилями. «При азиатских доходах и дорогах европейский ценник на бензин выглядит издевательством», – убеждены они. Однако сомнительно, чтобы Всемирный день без автомобиля, который мир отметил 22 сентября, был бы для этих людей по-настоящему праздничным. Не готовы отказаться от личного автотранспорта 20% владельцев машин в РФ.
Для каждого повышения цен на топливо у
нефтяников есть собственное обоснование. Фото РИА Новости |
За три года, которые разделяют два исследования, бензин и дизтопливо давно и прочно закрепились за 30-рублевой отметкой и продолжают рост. Автомобилей же на дорогах меньше не стало. Одно из объяснений – за это время существенно выросла средняя зарплата: в 2010 году она составляла немногим более 20,3 тыс. руб., а в августе 2013 года превысила 29 тыс. руб. Среднедушевой доход еще недавно был около 14,8 тыс. руб., а в августе текущего года перевалил за отметку 21,2 тыс. руб. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подчеркнул, что его 20-летний опыт работы подсказывает: угрозы поставить на прикол личный автомобиль из-за роста цен, как правило, оказываются несостоятельными. Автомобильное топливо и дальше будет дорожать, этот рост определяется как инфляцией, так и налоговой политикой государства. «Главное, чтобы это не происходило скачкообразно, как в августе этого года, а плавно, по 6–7–8% в год», – отметил Аркуша. Однако и при таких темпах 40-рублевый рубеж может быть достигнут уже в ближайшие годы.
Эту точку зрения не разделяет старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко. Он считает, что высокая стоимость владения автомобилем, под которой подразумеваются затраты на уплату налогов, страхование, техническое обслуживание и ремонт, топливо, негативно влияет на рынок в целом. В России за восемь месяцев 2013 года спрос на новые машины упал на 8%. По мнению эксперта, здесь мог сказаться и рост цен на бензин. Статистика PwC свидетельствует о ряде других тенденций российского авторынка. Например, с 2004 по 2012 год зафиксировано снижение среднего объема двигателей – с 1,7 до 1,6 литра. Ведь чем меньше объем двигателя, тем он экономичнее.
Многие покупатели сегодня предпочитают автомашины В и С классов – компактные малолитражки с двигателями объемом не более 1,5–2 литра, говорит директор по продажам АвтоСпецЦентр Химки Григол Турманидзе. Среди самых популярных вопросов потенциальных покупателей – вопрос о расходе топлива на 100 километров пути. В массовом сегменте имеют решающее значение следующие цифры: 5,5–6 литров – за городом, при смешанном цикле – до 8 литров, при городском – около 10 литров.