Глава ВЭБа Владимир Дмитриев не первый год управляет пенсионными накоплениями. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) надеются вернуть те накопления, которые передаются в государственный Внешэкономбанк (ВЭБ) на период реформы системы НПФ. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев сообщил, что с 2014 года новые пенсионные накопления граждан попадут под временное управление ВЭБа – до тех пор пока негосударственные пенсионные фонды (НПФы) не станут акционерными обществами и не заработает система страхования накоплений. На время реформы государство получит средства, которые можно инвестировать в любые инфраструктурные проекты, не обращая внимания на их коммерческую эффективность.Еще совсем недавно государственный ВЭБ управлял накоплениями так называемых молчунов – граждан, которые не сделали свой выбор в пользу тех или иных НПФов.
Теперь же он будет временно управлять средствами немолчунов – граждан, которые сделали свой выбор в пользу НПФов. Ирония судьбы. Об этом рассказал в субботу председатель правления ВЭБа Владимир Дмитриев. По его словам, консенсус есть, осталось разработать нормативные акты для реализации решения.
Новация коснется именно новых поступлений с 2014 года, сделанных гражданами в рамках обязательной накопительной пенсионной системы. Напомним, ранее власти решили изменить с 2014 года пенсионный тариф. Сначала предполагалось, что гражданин может направить в обязательную накопительную часть пенсии либо 6%, либо 2% взносов. По умолчанию – 2%, и тогда оставшиеся 4% пойдут в страховую, а по сути – распределительную часть на выплату пенсий сегодняшним старикам. Теперь пропорция иная: на обязательный накопительный компонент направляется либо 6%, либо 0%. По умолчанию – 0%.
В ВЭБе подчеркивают, что государственная управляющая компания получит в свое распоряжение накопления граждан на некоторое время – несколько лет. Однако на самом деле понятие временности довольно условно. Ведь ВЭБ вернет средства клиентов в НПФы при соблюдении двух условий. Во-первых, фондам необходимо сменить статус с некоммерческой организации на закрытое или открытое акционерное общество. Во-вторых, в стране должна быть налажена система страхования пенсионных накоплений. И если первое условие – смена статуса – вполне фондам под силу, то второе – создание системы страхования накоплений – зависит не только от самих фондов. Для достижения второго условия необходимо участие исполнительной власти и депутатов. Поэтому не исключено, что у властей появится соблазн как можно дольше не внедрять страхование накоплений, чтобы ВЭБ «временно управлял» накоплениями.
Представители НПФов, как ни странно, восприняли эту инициативу с энтузиазмом. «Главная задача сегодня – это создание системы гарантирования средств пенсионных накоплений граждан. Предложенный вариант с временным депонированием средств застрахованных лиц в ВЭБ – это механизм формирования надежной системы гарантирования. Новые страховые взносы на накопительную часть пенсии граждан, поступающие в систему с 2014 года, будут инвестироваться все время до передачи их назад в НПФы, которые будут приняты в систему гарантирования, – комментирует ситуацию президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. – При этом акционирование – одно из условий вступления в систему гарантирования, поскольку государство хочет видеть НПФы прозрачными, то есть видеть их настоящих собственников и соответственно иметь возможность их контролировать. Некоммерческая форма НПФов не предоставляет такой возможности».
«Истерика по поводу инициатив правительства не обоснованна», – считает Угрюмов. Мнение, что государство решило воспользоваться средствами граждан, он назвал домыслом. Никто не будет «изымать» средства, переведенные в НПФы. «Накопительная часть граждан, которые сделали или в дальнейшем сделают свой выбор в пользу НПФ, будет полностью сохранена и даже приумножена в результате инвестирования государственной управляющей компанией», – подчеркивает Угрюмов.
Между тем очевидно, что коммерчекие интересы НПФов и ВЭБа, мягко говоря, не совпадают. Точно так же, как не совпадают принципы управления у госкорпорации и у частных структур. Ведь далеко не все коммерческие структуры захотят финансировать те проекты, в которые может вкладывать средства ВЭБа.
Почему же тогда представители негосударственных фондов по существу поддерживают перетекание их ресурсов в ВЭБ? Из слов Угрюмова можно сделать вывод, что НПФы пытаются использовать обстоятельства в свою пользу. Расписывая будущие выгоды проводимой правительством реформы, НПФы пытаются убедить граждан перестать быть «молчунами» и согласиться направлять все 6% взносов в обязательную накопительную часть. Ведь в идеале рано или поздно ВЭБ вернет деньги клиентов негосударственным фондам. Поэтому надо использовать любой шанс для увеличения числа своих клиентов. «В результате в течение двух лет будет создана мощная система гарантирования средств пенсионных накоплений. При условии обнуления взносов «молчунов» это должно дать мощный толчок к переходу граждан в негосударственные пенсионные фонды, что на сегодняшний день, по нашим оценкам, сделали уже более 25 миллионов человек», – говорит Угрюмов.
В свою очередь, первый зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева выступает с критикой сохранения пусть и в урезанном виде обязательного накопительного компонента пенсий. Однако она считает, что нельзя при этом вставлять палки в колеса добровольной системы пенсионных накоплений. Дмитриева не поддержала идею смены статуса НПФов. По ее мнению, если НПФы перестанут быть некоммерческими организациями, они будут более агрессивно нацелены на прибыль, что неизбежно увеличит и их риски. При этом система страхования накоплений может оказаться не столь безобидной. Дмитриева обращает внимание на то, что страхование накоплений может привести к удорожанию всей системы и к падению доходности.
В итоге за деньги «молчунов» развертывается новое сражение, в котором НПФы предпочли оказаться на стороне с правительством. «Молчание» граждан, которые принципиально не выбирают для управления негосударственные фонды, оказалось невыгодным ни госкорпорации, ни частным фондам. В то же время ни государство, ни частные игроки пока не смогли обеспечить доходность накоплений, которая бы устойчиво превышала инфляцию. По данным Счетной палаты, доходность НПФов за некоторыми исключениями составила в 2004–2011 годах от 1,7 до 98% при инфляции 115%. А ВЭБ за тот же период получил доходность по расширенному инвестиционному портфелю на уровне 49%.