Главный финансовый документ страны оказался неподъемным. Фото РИА Новости
В правительстве вчера окончательно сверстали проект дефицитного бюджета на ближайшую трехлетку. Между тем еще недавно власти рассчитывали, что уже к 2015 году им удастся сбалансировать государственные расходы с доходами. Некоторые ориентиры бюджетного проекта сомнительны. Минфин, в частности, рассчитывает получить в казну дополнительные 400 млрд. руб. за счет сокращения теневого сектора экономики. Эксперты не уверены, что это возможно.На фоне неблагоприятной макроэкономической обстановки российский Минфин верстает зыбкий бюджет на ближайшие три года – с 2014-го по 2016-й. Цель правительства – сократить будущие расходы и привести их в соответствие с невеселыми экономическими реалиями. Однако сделать это очень непросто. Возможно, поэтому в бюджетные расчеты заложены весьма спорные предположения о росте ВВП и сокращении теневого сектора.
Власти сокращают планы по объему доходов, которые получит Россия, и по объему расходов, которые страна сможет себе позволить. В 2014 году казна соберет, согласно последним расчетам Минфина, примерно 13,6 трлн. руб., а потратит – почти 14 трлн. руб. Хотя ранее ожидалось, что бюджетные доходы в следующем году составят почти 14,1 трлн. руб., а расходы – 14,2 трлн. руб. Изменения коснулись и других годов. В процентах от ВВП расходы сократятся с 19,1% в 2014 году до 18,9% в 2016-м. Сокращение расходов прописано, в правительстве, казалось бы, достигнуты по этому поводу соглашения. Однако в среду вечером глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев позволил себе в эфире «Эха Москвы» покритиковать коллег из Минфина. По его словам, расходы на образование, медицину и науку недостаточны. Но одно дело – слова, другое – действия.
Итог неутешительный. Российский бюджет в ближайшую трехлетку будет дефицитным. В следующем году дефицит составит 0,5% ВВП, или более 370 млрд. руб. В 2015-м – он уже будет на уровне 1% ВВП, или более 825 млрд. руб. В 2016-м чуть снизится – до 0,6%, это более 485 млрд. руб. Хотя буквально за месяц до своего очередного президентского срока – в апреле 2012-го – Владимир Путин потребовал от правительства, чтобы к 2015 году Россия окончательно и бесповоротно вышла на бездефицитный бюджет. Что ж, судя по последним проектировкам Минфина, этого не будет.
Причем вполне возможно, что это слишком оптимистичные прогнозы дефицита. Так, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина усомнилась вчера в прогнозах Минэкономразвития – того самого ведомства, которое она совсем недавно возглавляла. МЭР ожидает, что в следующем году рост ВВП составит около 3%, в 2015-м – 3,1%, в 2016-м – 3,3%. Однако, по словам Набиуллиной, эти цифры завышены. Чтобы обеспечить такой рост, властям нужно будет бросить все силы на развитие институтов, стимулирование инвестиций, да и нефть должна подорожать куда больше, чем заложено в прогнозах. Если ВВП в следующие три года будет расти медленнее или вообще перестанет «дышать», то тогда еще больше сократятся бюджетные доходы и вырастет дефицит. Еще один косвенный индикатор нарастающей нехватки денег – показатели госдолга. Российский госдолг, согласно проекту, увеличится с 12% ВВП в этом году до 14,3% в 2016-м.
Есть сомнения и в реалистичности планов по доходам от будущей приватизации. Буквально неделю назад министр финансов Антон Силуанов уже с сожалением признал, что эти планы терпят крах: «За первые полгода – 17 миллиардов рублей, всего 4% от прогноза» (см. «НГ» от 13.09.13). Еще одно топкое место проекта – это планы сокращения теневого сектора, которые должны принести казне дополнительные доходы в размере почти 400 млрд. руб. В 2014 году борьба с теневым сектором принесет казне около 48 млрд. руб., в 2015 году – уже 106 млрд., а в 2016-м – более 233 млрд.
Опрошенные эксперты удивлены параметрами проекта бюджета. «Теоретически задача сокращения теневого сектора выполнима. Прецеденты были. При введении плоской шкалы налогообложения объем выплачиваемых в конвертах зарплат сократился, а собираемость налогов и страховых сборов выросла. Однако успех в борьбе с теневым сектором возможен лишь при существенных изменениях в налоговом законодательстве, при эффективной антикоррупционной политике. Пока таких прорывов особенно не видно. Так что заранее полагаться на успех в борьбе с теневым сектором экономики, и тем более – закладывать в бюджет денежные оценки этого успеха – довольно смело», – замечает аналитик компании Allianz Investments Ариэл Черный. «По разным оценкам, теневой сектор экономики РФ составляет около 40–43% официального номинального объема ВВП. Соответственно 400 миллиардов рублей – это около 1,5–2% от этой величины. Но я не могу назвать действенные методы вывода (на добровольной основе) экономических агентов из «тени». Это могут быть налоговые льготы, но тогда задача увеличения бюджетных доходов выполнена скорее всего не будет», – полагает руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев.
Хотя некоторые эксперты уверены, что Минфин спроектировал чрезмерно мрачный бюджет. «Забавно, что правительство пока бежит впереди паровоза, – говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – Экономика разочаровала, но нефть нет. В текущем году правительство планировало бюджетный дефицит, а по факту мы имеем профицит». Правда, добавим, это лишь «пока» профицит.
Проект федерального бюджета и экономическмй прогноз на 2014–2016 годы | |||
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 |
Цена барреля нефти марки Urals, долл. | 101 | 100 | 100 |
ВВП, трлн. руб. | 73,35 | 79,48 | 86,92 |
Доходы бюджета, трлн. руб. | 13,57 | 14,55 | 15,91 |
Расходы бюджета, трлн. руб. | 13,96 | 15,361 | 16,391 |
Дефицит бюджета, % ВВП | 0,5 | 1 | 0,6 |
Курс доллара, руб | 33,4 | 34,3 | 34,9 |
Рост ВВП, % | 3 | 3,1 | 3,3 |
Инфляция, % | 4,5–5,5 | 4–5 | 4–5 |
Источник: Минфин, Минэкономразвития, Интерфакс |